Татьяна Москалькова: антироссийские санкции нарушают права человека

0

07.06.2022

События на Украине и западные санкции отразились на работе уполномоченного по правам человека в РФ. Но необходимость заниматься вопросами беженцев не отменила работы над решением проблем, существующих внутри страны. Не всегда оправданное заключение под стражу, условия содержания в исправительных учреждениях, качество и доступность медицинской помощи, необоснованное начисление коммунальных платежей и выселение из жилья — российский омбудсмен рассказала о наиболее острых проблемах, с которыми к ней обращаются граждане.

— Татьяна Николаевна, как со временем меняются тематика и количество обращений к уполномоченному по правам человека? О чем говорит статистика за 2021 год?

— Прошлый год был рекордный за все время моей работы в должности уполномоченного — почти 60 тысяч обращений! В первую очередь сказались большая открытость института государственного правозащитника для людей и широкое внедрение цифровых технологий: интернет-приемная, круглосуточная горячая линия, рабочие чаты в мессенджерах, активное использование видео-конференц-связи.

Массив поступающих к нам обращений выводит на системные проблемы в правозащитной сфере, которые невозможно решить без совершенствования законодательства. Только в прошлом году органам власти мы направили 66 предложений, часть из которых реализована.

Работа здесь идет по многим направлениям. Это и законодательное закрепление статуса и мер поддержки многодетных семей, и укрепление гарантий реализации прав инвалидов, и расширение возможностей использования материнского капитала.

Например, нам поступает большое количество обращений от отцов, одиноко воспитывающих детей. Как и мамы, они тоже нуждаются в поддержке в вопросах использования материнского капитала, получения алиментов.

Это своего рода маркер, подсказывающий, куда необходимо двигаться вместе с законодателями. В результате совместной работы с Правительством в прошлом ноябре в Государственную Думу внесен проект федерального закона, который не только распространяет право на дополнительные меры государственной поддержки на одиноких отцов, но и предусматривает переход права на дополнительные меры государственной поддержки к детям в равных долях в случае смерти отца. 30 апреля его подписал Президент Российской Федерации.

Не будет лишним в каждом субъекте Российской Федерации разработать комплекс мероприятий по популяризации ответственного отцовства, по формированию позитивного образа отца, реализации специальных образовательных программ, а также привлекать к разъяснительной работе о правах и обязанностях отцов общественные организации.

— Как сегодня выстраивается взаимодействие Института уполномоченного с Государственной Думой и Советом Федерации? Какие важные с вашей точки зрения законопроекты находятся в работе или будут внесены?

— При личной поддержке председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко и председателя Государственной Думы Вячеслава Володина, председателей комитетов нижней и верхней палаты наши предложения из ежегодных докладов находят отклик у законодателей. Совместными усилиями удалось решить ряд системных проблем в правозащитной сфере. Например, благодаря изменениям в закон люди, проработавшие более 30 лет в сельском хозяйстве, будут получать повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии независимо от их места проживания сегодня.

Уже в этом году учтены наши предложения о порядке выплаты страховой пенсии по случаю потери кормильца после достижения 18 лет лицам, поступившим в учебное заведение.

Также с 1 февраля 2022 года вступил в силу закон, который решил проблему обращения взыскания на пенсию граждан в рамках исполнительных производств.

Актуальной стала проблема социальной реабилитации и адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Опыт регионов показывает необходимость увеличения единовременного пособия осужденному, который освобождается из мест лишения свободы, и предоставления ему бесплатной юридической помощи.

Если говорить об уголовном процессе — лидирующей группе обращений, — то, на наш взгляд, требует кардинального пересмотра существующий порядок возбуждения уголовного дела. Эту проблему мы поднимали на протяжении нескольких лет: ведь среди прочего функции государства заключаются в защите граждан от преступных посягательств, возмещении ущерба и моральной сатисфакции, заключающейся в том, что «обидчик наказан».

Однако в настоящее время растет число жалоб пострадавших от преступлений на незаконный, по их мнению, отказ в возбуждении уголовного дела. Такие решения правоохранительных органов создают препятствия для реализации жертвами преступления права на доступ к правосудию.

Представляется, что повышению эффективности расследования преступлений и защите прав потерпевших будет отвечать такой порядок, при котором все следственные действия смогут начинаться сразу после регистрации заявления о преступлении. При этом момент придания заявителю статуса потерпевшего должен совпадать по времени с началом производства по делу. На процессуальную модель без доследственной проверки по сообщению о преступлении перешли государства — участники СНГ. Такой порядок существовал в России с момента принятия Устава уголовного судопроизводства вплоть до 1937 года.

Информационная агрессия Запада, попытки навязать чуждые нам ценности свидетельствуют о том, что Основы государственной политики РФ в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан нуждаются в обновлении. Документ принят в 2011 году, он, безусловно, сыграл свою положительную роль, но за это время в мире и в нашем обществе произошло много событий: внесены изменения в Конституцию, обогатилось законодательство о правах и свободах, произошли качественные преобразования в содержании и технологиях правового просвещения. Все это требует принятия соответствующих подзаконных актов.

Актуальнейшим направлением нашей работы сегодня стало оказание помощи гражданам, экстренно эвакуированным из ДНР, ЛНР и Украины. Мы уже подготовили специальный доклад, где показали, каким образом защищаются права эвакуированных людей нашим государством и какая роль в этой работе принадлежит институту уполномоченного, какие проблемы уже удалось, а какие еще предстоит решить в сфере защиты прав граждан, ищущих убежище в России. Отдельное место в нем отведено рекомендациям и предложениям органам власти по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики.

— Имеет ли смысл наделить омбудсмена правом законодательной инициативы?

— У федерального омбудсмена, на мой взгляд, достаточно инструментов для взаимодействия с законодателем и совершенствования правовых основ. Тем более что мы всегда ощущаем позитивную реакцию и желание совместно работать на всех уровнях власти.

К тому же формы участия уполномоченного в законотворческом процессе довольно обширны. Это подготовка и направление предложений субъектам права законодательной инициативы, заключений и отзывов на законопроекты, участие в работе Комиссии Правительства России по законопроектной деятельности и в межведомственных рабочих группах.

Все перечисленное позволяет быть вовлеченными в совершенствование законодательства.

[…]

— Сегодня самыми актуальными темами в сфере защиты прав человека являются права беженцев. Что делается институтом уполномоченных по правам человека в этом направлении?

— Уже начиная с 2014 года мы постоянно привлекаем внимание международных организаций к массовым нарушениям прав человека в ДНР и ЛНР. Однако ситуация осталась без внимания и со стороны Украины, и международного сообщества. Все это привело к событиям, в ходе которых потребовалась экстренная эвакуация граждан ДНР, ЛНР и Украины.

С учетом того, что эти вопросы требуют моментального реагирования, мы создали специальную оперативную группу, развернули круглосуточную горячую линию, ввели дежурство в выходные дни, вошли в состав Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Сотрудники моего аппарата, уполномоченные по правам человека в регионах и я за это время посетили свыше 90 пунктов временного размещения беженцев в 27 субъектах Российской Федерации: Московской, Ростовской, Волгоградской, Воронежской и других областях.

Проводим на местах личные приемы граждан. В тесной координации с местными органами власти, которые, особо хочу отметить, делают все возможное, чтобы помочь людям, стараемся как можно быстрее разрешить проблемы. Зачастую удается это сделать прямо во время приема.

Если говорить о федеральном уровне, то нам удалось помочь в решении таких системных проблем, как возможность обмена украинских гривен на российские рубли, упростить порядок оформления утраченных документов, решить вопросы с выплатой единовременной материальной помощи, трудоустройства, восстановления утраченных документов, перевода в другой ПВР, поиска родных и близких эвакуированных, помещения на лечение в столичную больницу и ряд других проблем.

Очень важно то, что эту ответственную задачу невозможно было бы решить без самого активного участия федеральных, региональных и местных властей. На их плечи легла основная нагрузка по размещению, организации питания, медицинской помощи, трудоустройству и еще целому ряду проблем эвакуированных. Ими делается все возможное, чтобы люди получили всю необходимую помощь, все положенные социальные гарантии. Конечно же, самое активное участие в решении этих вопросов принимают и мои коллеги — уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации, в которых расположены пункты временного размещения эвакуированных.

Надеюсь, что всем нам поможет принятие нового закона о порядке предоставления убежища на территории страны. Он разработан МВД совместно с другими органами. Особенно важно, что с его принятием люди на твердой законодательной основе смогут рассчитывать на оказание содействия в предоставлении медицинской помощи, устройство детей в детские сады, школы, средние профессиональные и высшие учебные заведения, а также на получение питания и пользование коммунальными услугами в центрах временного размещения.

— После начала специальной военной операции на Украине предметом особого внимания стали права наших соотечественников за рубежом, подвергшихся невиданной русофобии, и мирных людей, ставших заложниками ситуации. Какова роль института государственного правозащитника в этих обстоятельствах?

— Продолжаем помогать людям, несмотря ни на что. Вместе с МИД и Министерством обороны нам удалось оказать содействие в возращении 45 дальнобойщиков и 36 моряков, членов экипажей четырех кораблей, а также четырех сотрудников дочернего предприятия «Росатома», которых незаконно удерживали на территории Украины.

К сожалению, до сих пор в порту Измаила удерживается еще 77 россиян с восьми гражданских кораблей, которые приписаны к нашим портам. Мы постоянно ведем переговоры с украинской стороной и надеемся, что они завершатся положительно, и этих людей отпустят. Мы обратились в морскую организацию ООН с тем, чтобы она более активно действовала по освобождению наших моряков.

Конечно, этой работе, мягко говоря, не способствуют санкции, введенные против нашей страны.

Сегодня всем неангажированным людям понятно, что они, по сути, являются прямым вмешательством во внутренние дела России, попыткой ограничить ее суверенитет. При этом санкции нарушают и права человека в том самом, классическом прочтении Всеобщей Декларации прав человека.

Незаконные ограничения нарушают и затрудняют реализацию целого ряда прав граждан России, в том числе предусмотренных нашей Конституцией и международным правом: права на частную собственность, на свободу экономической деятельности, на свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

Граждан России ограничили в праве на свободу передвижения, учащихся из нашей страны травят и дискриминируют в западных школах и университетах.

Забыто право на свободу слова: российские СМИ попросту «отменены» на Западе.

Ситуация сложная. Однако не стоит забывать: у нас создана своя мощная национальная система защиты прав человека. Сейчас, как никогда, она нуждается в дальнейшем развитии: необходимо укреплять судебную систему, прокурорский надзор и правоохранительные органы.

Кроме этого, эффективная защита прав человека требует укрепления и консолидации усилий представителей, всех органов публичной власти, СМИ и институтов гражданского общества, да и просто неравнодушных граждан.

Убеждена, что совместными усилиями мы добьемся укрепления национальной системы защиты прав человека и создадим повышенные гарантии прав наших граждан.

Мы убеждены, что в условиях санкций нельзя допускать снижения требовательности к деятельности государственных органов по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, к режиму законности в их работе.

Сегодня очень важно «не опускать планку» и продолжать неукоснительно следовать строгим международным и отечественным стандартам в области прав и свобод человека. Нет у нас морального права действовать, как иные международные организации, и руководствоваться двойной моралью, двойными стандартами, да и просто — проявлять равнодушие к проблемам людей.

Нас ждет еще очень много сложной работы, но мы верим в то, что все сегодняшние трудности — лишь недолгая тьма перед рассветом. Мы — едины, значит — непобедимы.

«Парламентская газета»

  • Правозащита:теория и практика
  • Россия

Источник