От крестов до изразцов, игрушек и ножей
Около 600 археологических предметов, найденных в ходе недавних раскопок на Тверской улице, готовы к передаче в музейный фонд. Речь идет о самых разных бытовых артефактах XV–XVIII веков, от фрагментов керамики и изразцов до монет, холодного оружия и других предметов. Находки были сделаны в сезоне-2022/2023 на территории Белого города, на глубине от трех до семи метров. Предметы старой Москвы каждый год обнаруживаются на всей территории города и пополняют коллекции городских музеев.
Большая часть тех 600 предметов, которые археологи подготовили к передаче в музейный фонд, — фрагменты керамических сосудов, печатные изразцы, монеты, ножи, наконечники стрел. В этом году реставраторы привели находки прошлых лет в порядок и снабдили необходимым для передачи научным отчетом — таков стандартный цикл работы с археологическими предметами.
«Они были обнаружены в 2022–2023 годах во время исследования территории, которая в XIV–XVII веках входила в состав Белого города, а в XVIII веке — Камер-Коллежского вала, — отметил мэр Москвы Сергей Собянин в своем телеграм-канале. — Особый интерес представляют красноглиняные печные изразцы конца XVI века. На одном из них даже сохранились следы пальцев мастера-гончара».
Археологические раскопки — один из ключевых элементов городской программы по сохранению культурного наследия Москвы, которую при поддержке правительства города реализуют специалисты профильных ведомств. В результате исследования подземных уровней города постоянно растет объем знаний, доступных специалистам. А для всех горожан история столицы становится более наглядной. «Благодаря столичным археологам мы каждый год узнаем больше о древней Москве, знакомимся с бытом горожан», — отмечает Сергей Собянин.
Только с начала 2024 года в столице было обнаружено около 10 тысяч археологических предметов, а за последние 13 лет число артефактов превысило 100 тысяч. Около трети этих находок передали в государственную часть Музейного фонда России. Раскопки в Москве ведутся во всех округах города, в том числе в Троицком и Новомосковском.
От креста до самоварного крана
Большой «урожай» находок, как и следовало ожидать, дают большие раскопки в центре Москвы — в частности, на Чижевском подворье, в Романовом переулке, на Яузской, Татарской и других улицах. В работе у реставраторов находятся предметы, найденные в прошлые годы на Тверской улице и Тверском бульваре.
Интересные находки XVII–XX веков археологи сделали на территории Яузской больницы (ныне ГКБ №23), что на бывшей Швивой горке. «Территория Яузской больницы оказалась по-настоящему щедра на археологические находки, — отметил глава Мосгорнаследия Алексей Емельянов. — Исследования на данной территории ведутся с прошлого года, и за это время столичным археологам удалось сформировать коллекцию более чем из 600 находок. На этот раз они обнаружили ажурный нательный крест, расписную фаянсовую тарелку, часть крана от самовара, оловянного солдатика и женский перстень со стеклянной вставкой. Все находки разновременные. Это в очередной раз подчеркивает богатую историю места».
Одна из выдающихся находок на этой территории — хорошо сохранившийся нательный крест из цветного металла, изготовленный на рубеже XVII–XVIII веков. Реставраторы работают и над ним, и над женским перстнем медного сплава рубежа XVIII–XIX веков: несмотря на то что возраст этой находки на век меньше, состояние его более хрупкое.
Из XIX века Яузская больница сохранила для нас, например, фрагмент узорчатого крана от самовара и фрагмент фаянсовой тарелки с уникальной растительной росписью — дубовыми листьями и желудями. А прошлое столетие подарило оловянного солдатика и другие находки.
Для тепла и красоты
Среди передаваемых сейчас в музейный фонд артефактов замечательные в своем роде печные изразцы первой половины XVII века — на них изображены кошки в коронах. Авторы изразцов — московские мастера, к тому времени уже хорошо освоившие эту технологию.
«Примечательно, что данные изразцы были найдены на двух улицах в центре Москвы: на территории Чижевского подворья и на Тверской, — отметил Алексей Емельянов. — Эти находки дали возможность специалистам лучше узнать особенности повседневной жизни москвичей XVII века. Например, стало очевидно, что любовь и почтение к этим домашним питомцам в изобразительном искусстве охотно выражали и четыре века назад. Изразцы с кошкой в короне имели популярность у горожан».
Первый изразец археологи нашли в ходе раскопок 2022–2023 годов на Тверской улице, второй подарило Чижевское подворье на Никольской, давшее обширную коллекцию изразцов. Реставрация изразцов занимает от полутора недель (если артефакт дошел до нас практически целым) до нескольких месяцев.
Напомним, печные изразцы служили одновременно для декорирования печей и для придания им большей теплоемкости. Изразцовые печи распространились в Москве с XVI века, излюбленными сюжетами для изображения на них были батальные сцены, мифологические сюжеты и растительные орнаменты. Изразцы в первые века своего бытования были дорогим товаром и распространены поэтому прежде всего в центре Москвы.
Уже упомянутая Яузская больница также дала археологам обширную коллекцию изразцов XVIII–XIX веков. Были найдены не только лицевые изразцы — то есть плитка, но и колонки, карнизы, пояски.
Коллективная память
Иногда трофеями археологов оказываются крайне редкие и необычные вещи — например, при раскопках в 4-м Крутицком переулке в этом году обнаружили костяной циркуль инженера XVIII — начала XIX века. Инструмент обработан реставрационными составами и передается в музей. Находка является циркулем-измерителем без грифельной части — костяные ножки скреплялись металлической дужкой.
«По мнению специалистов, хозяином старинного циркуля мог быть студент или инженер, живший во времена Павла I или Александра I,
— полагает Емельянов. — Циркуль — это довольно редкая археологическая находка. Измерительные приборы во все времена были ценны, и относились к ним очень бережно». Всего же в 4-м Крутицком переулке сделано около 300 индивидуальных находок, относящихся к XVIII и XIX векам, — в том числе фарфоровые игрушки, посуда, светильники, кухонная утварь, статуэтки.
Археологическими находками сейчас становятся достаточно хорошо известные специалистам предметы, тем не менее обнаружить их — радость для археолога. Так, в 4-м Крутицком переулке был обнаружен так называемый коронационный бокал 1896 года — часть подарка по случаю коронации Николая II. Это фаянсовая кружка лазурного цвета с гербом Москвы.
«Фаянсовый бокал — это элемент царского подарка, — пояснил Алексей Емельянов. — Он шел в комплекте с глубокой и мелкой тарелками. Наградной набор посуды вручали тем, кто обеспечивал порядок во время коронационных мероприятий в Москве, посвященных восшествию на престол Николая II. Изделие искусно украшено государственной символикой. Его производителем выступила знаменитая для того времени фарфоровая фабрика Матвея Кузнецова. Об этом свидетельствует и вдавленное клеймо на донце». Бокал, доставшийся археологам в разбитом состоянии, был бережно отреставрирован.
В другом древнем районе Москвы — на Арбате — археологам в последние годы удалось собрать интересную коллекцию керамических детских игрушек XVII–XIX веков: при раскопках в Калошином переулке на глубине 2,5–4 метра нашли фигурки курочки, коника, человечка. Еще один фрагмент игрушки, хотя она дошла до нас и не полностью, — голова человечка в кепке, с округлившимися, как бы от удивления, глазами.
«Это была забавная игрушка, она и сейчас не утратила своего обаяния, — отметил Емельянов. — Изучая старинные игрушки, мы осознаем, насколько близки и понятны нам жители Москвы тех далеких веков. Родители тоже выбирали для своих детей пупсов и фигурки животных, а те с радостью в них играли».
На примерах таких находок можно узнать, что керамика в прошлые века была одним из наиболее распространенных материалов, из которых изготавливали игрушки. Они делались самого разного качества и цены — как роскошные, так и доступные небогатым москвичам. Долговечнее других были игрушки, покрытые глазурью или ангобами — дополнительными слоями жидкой глины других цветов. Сейчас игрушки находятся на камеральной обработке, после чего коллекцию также передадут в государственный музейный фонд.
Московская археология как своего рода индустрия в эти годы отмечает свое 90-летие: именно в 1932–1934 годах начались масштабные археологические работы в центре Москвы в связи со строительством первой очереди метрополитена. Тогда-то и был учрежден протокол так называемой спасательной археологии: ученые приходят на площадку перед строителями, таков незыблемый порядок. Сейчас раскопки ведутся более чем на 200 площадках. В частности, важные раскопы находятся на Берсеневской и Софийской набережных, в Руновском и Романовом переулках, на Дербеневской, Новорязанской, Никольской, Тверской, Яузской улицах и улице Можайский Вал.
При той мощности культурного слоя, которая существует в Москве (каждый век дает более полуметра такого слоя), крупные раскопки — такие, как на Чижевском подворье, — выглядят монументально: глубина котлована составляет 6–10 метров. Перед тем как на площадку придут строители, археологи снимают культурный слой до «материка» — основной почвы, где уже нет следов жизнедеятельности человека. Человек внутри такого раскопа выглядит крохотным — здесь ощущается в прямом смысле этого слова мощь и глубина веков. Передать это ощущение тем, кто не посещает раскопки лично, — задача реставраторов и музейщиков, которые готовят экспонаты к показу в музейном фонде. А все вместе эти представители разных прикладных направлений исторической науки делают общее дело — помогают нынешним и будущим москвичам попасть в прошлое, познакомившись не с цифровыми реконструкциями, сколь угодно убедительными, а с подлинными предметами. А исследователям — порой и скорректировать свои представления о прошлом, об исторической правде, которую невозможно ни скрыть, ни исказить.