Название «Пятница» пришло от наименований маленьких придорожных часовень, которые ставили в честь святой Параскевы. В таких часовнях праздновались встречи, происходили прощания с уезжающими в далекий путь, а девицы вымаливали себе хороших женихов.
Всё это – зона ответственности Параскевы. Девушки молились об удачном замужестве, о семейном благополучии, о легких родах, о здоровье будущего ребенка. Святой Параскеве поверяли женские тайны – например, касающиеся сексуальной жизни. Именно поэтому в день памяти святой женщинам выпадает своего рода «выходной»: практически все женские хлопоты по хозяйству запрещены. Вот, например, некоторые народные приметы:
— 10 ноября нельзя прясть, но шить можно. Пожалуй, для современных женщин это проблемой не станет – вряд ли кто-то решит сегодня вечером вооружиться прялкой и веретеном… Кстати, во время шитья можно собраться с подругами и помечтать о счастливом замужестве – в этот день святая Параскева обязательно услышит.
— Кто 10 ноября много смеется, потом будет плакать. Соответственно, лучше посвятить этот день спокойной и серьёзной работе (ну, вряд ли посреди рабочей недели так много вариантов?).
— Нельзя мыть полы, иначе на том свете придется в помоях валяться. Также нельзя стирать, мыть посуду и уж тем более мыться самой и мыть голову – всё это к несчастьям… Правда, не уточняется, распространяется ли этот запрет на работу стиральной и посудомоечной машин, которые не предполагают прямого контакта женщины с водой. Однако и без ежедневного душа обходиться как-то невесело.
— Беременным женщинам запрещают в этот день давать деньги. Считается, что вместе с деньгами вы передаете в чужие руки судьбу будущего малыша. Тут тоже есть здравое зерно: сегодня беременная легко найдёт, на что потратить деньги самостоятельно – коляска, кроватка, в конце концов, платные роды…
Тем, кто относит себя к православной церкви, в этот день следует произнести специальные молитвы – например, тропарь великомученицы Параскевы Пятницы: «Премудрая и всехвальная Христова мученица Параскева,/ мужескую крепость приимши,/ женскую же немощь отвергши,/ диавола победи и мучителя посрами,/ вопиющи и глаголющи:/ приидите, тело мое мечем ссецыте и огнем сожгите,/ аз бо, радующися, иду ко Христу, Жениху моему./ Тоя молитвами, Христе Боже,/ спаси души наша».