Эфиопия оказалась на грани гражданской войны. Противостояние федеральных военных и повстанцев региона Тыграй, мечтающих о независимости, уже привело к боевым столкновениям и большому количеству жертв. Между тем конфликт угрожает дестабилизировать обстановку в странах Африканского Рога. Подробности — в материале «Известий».
Призыв к миру
«Призываем все стороны к сдержанности. <…> Исходим из того, что центральные власти, руководство в Аддис-Абебе найдет адекватные способы или методы в работе с различными регионами, в том числе с регионом Тыграй, с тем, чтобы обеспечить гражданский мир в этой стране», — заявил спецпредставитель президента РФ по Ближнему Востоку и странам Африки, замглавы российского МИДа Михаил Богданов.
Дипломат отметил, что Россия всегда выступала за стабильность и безопасность в этой стране. Москва, по словам Богданова, «находится в контакте с эфиопскими властями», а также надеется, что возникшие в Эфиопии проблемы будут урегулированы при сохранении территориальной целостности и единства страны.
С начала ноября страна оказалась на грани гражданской войны. На границе с соседней Эритреей вспыхнули боевые действия. Правительство Эфиопии объявило о введении в регионе Тыграй чрезвычайного положения сроком на полгода. В результате там обрубили мобильную связь и интернет. Премьер-министр страны Абий Ахмед призвал мобилизовать войска после того, как появились сообщения о том, что повстанцы из Народного фронта освобождения Тыграя (НФОТ), который добивается независимости для региона, напали на военную базу вооруженных сил Эфиопии, расположенную в регионе Тыграй. Власти заявили о том, что нападавшие «попытались похитить огневые средства артиллерии и военное оборудование Северного командования».
В результате началось военное противостояние. За первые дни конфликта погибли около 500 военных, однако точное число жертв противостояния пока неизвестно. Поступает противоречивая информация. Правительство Эфиопии утверждает, что повстанцы в течение месяца устраивали провокации и в конце концов «пересекли красную линию». В свою очередь, НФОТ обвиняет власти в том, что они хотели «силой подчинить население Тыграя». В результате региональные власти запретили эфиопским военным передвигаться по территории Тыграя. Появлялись сообщения, что на сторону НФОТ уже перешло Северное командование эфиопских вооруженных сил. Однако в офисе премьера эту информацию опровергли.
Широкая автономия
В Эфиопии федеративное устройство, в стране девять регионов, которые выделены по этническому признаку и пользуются широкой автономией, а также два крупных города — Аддис-Абеба и Дыре-Дауа. Каждый регион самостоятельно принимает решения в вопросах безопасности, налоговой политики и использования природных ресурсов.
На этом фоне выделяется Тыграй, расположенный между Эфиопией и Эритреей. Население региона составляет порядка 5 млн человек (5% населения страны). В нем живут представители народности тиграй, составляющей большинство населения Эритреи. В Эфиопии они — представители нацменьшинства.
НФОТ при этом сохранил полный контроль над Тыграем и начал кампанию против федеральных властей. Одним из главных камней преткновения стал вопрос выборов. Правительство решило перенести местные и парламентские выборы, сославшись на пандемию. Изначально они должны были пройти в августе, однако впоследствии их было решено подвинуть на неопределенный срок. В результате перенос голосования продлил полномочия Абия Ахмеда.
Однако в Тыграе, несмотря на пандемию COVID-19, региональные выборы всё-таки провели. В сентябре. Федеральные власти результаты голосования аннулировали, а новоизбранное руководство не признали. К тому же приняли решение, чтобы теперь финансированием этого строптивого региона занималось не региональное правительство, а местные администрации. Осложняет напряженную ситуацию и вопрос контроля над федеральными военными активами в Тыграе.
Дело в том, что по окончании войны между Эфиопией и Эритреей (за это, к слову, премьер-министр Абия Ахмед в 2019 году получил Нобелевскую премию мира) в регионе остается около 80% всех тяжелых вооружений страны.
Федеральные власти боятся усиления Тыграя, а также большого военного опыта местных солдат. В регионе лишь подогревают эти опасения, устраивая парады и всячески демонстрируя свою военную мощь. В результате правительство еще несколько месяцев назад стало стягивать войска к южным границам Тыграя.
11 ноября премьер Абий Ахмед объявил, что правительственные силы восстановили контроль над западными регионами Тыграя. Однако уже через два дня стало известно о двух взрывах в городах Гондар и Бахр-Дар на территории Эфиопии. Сейчас власти выясняют, могло ли произошедшее быть связано с боевыми действиями в Тыграе.
Не надо диктовать условия
Конфликт в Эфиопии обострился на фоне возобновления переговоров страны с Египтом и Суданом по эфиопской плотине «Возрождение» (ГЭС «Хыдасе»). Дело в том, что Каир и Хартум выступают против строительства этого сооружения, они опасаются, что новая плотина на эфиопской части Нила лишит их необходимых водных ресурсов, а это больно ударит по экономике.
У эфиопского правительства, напротив, большие планы на ГЭС. В настоящее время менее чем у половины населения есть доступ к электроэнергии. Новая электростанция должна быть в полтора раза мощнее, чем все ныне работающие в стране. В Египте и Судане боятся, что запуск ГЭС и быстрое заполнение водохранилища могут обернуться для них трагедией: привести к засухе, перебоям в работе Асуанской ГЭС, а значит, перебоям в производстве электроэнергии, потере урожая и рабочих мест. Огорчает Египет и то, что теперь он не может больше единолично распоряжаться водными ресурсами Нила.
При этом у НФОТ напряженные отношения как с федеральными властями, так и с Эритреей, подчеркивает старший научный сотрудник Африканского центра Атлантического совета Габриэль Негату.
— И Аддис-Абеба, и Асмэра враждебно относятся к НФОТ, хотя и по разным причинам. В свою очередь, повстанцы из Народного фронта освобождения Тыграя обвиняют власти Эритреи в том, что те встали на сторону Абия, чтобы свести с Тыграем старые счеты. При этом нет никаких доказательств участия Эритреи в этой войне. Потеряв власть в 2018 году, НФОП всячески старается подорвать усилия Абия по проведению реформ. Считается, что именно Народный фронт стоит за большей частью вспышек этнического насилия, от которых Эфиопия страдает до сих пор, — пояснил политолог.
После того, как обострился конфликт между властями Тыграя и федеральным правительством, по столице Эритреи Асмэру было выпущено несколько ракет. Две ракеты упали на территории аэропорта Асмэру. Отмечается, что ракеты выпустили с территории Тыграя. Власти этого региона пригрозили Эритрее ударами в случае, если она продолжит поддерживать федеральные эфиопские власти.
Старший научный сотрудник Африканского центра Атлантического совета Габриэль Негату отмечает, что начало боевых действий пришлось на то время, когда в стране должны осуществляться важные реформы.
— Демократические преобразования, которые начал Абий Ахмед, еще не пустили корни, не разрешились этнические противоречия, некоторые вспышки на этнической почве продолжаются по всей стране, даже когда регионы изо всех сил стараются справиться со стремительно растущим числом случаев заражения коронавирусом. Всё это оказывает негативное влияние на экономическую и социальную жизнь страны. Силы безопасности, которые находятся в подчинении у Абия, обвиняют в том, что они должным образом не реагируют на многие из этих конфликтов, — отмечает африканист.
Эфиопы, бежавшие из-за продолжающихся боевых действий в районе Тыграй, собираются в деревне Хамдаит на границе между Суданом и Эфиопией, 14 ноября 2020 года
REUTERS/El Tayeb Siddig
Его коллега, старший научный сотрудник Африканского центра Атлантического совета Кэмерон Хадсон уверен, что напряженная ситуация в Эфиопии представляет угрозу для многих стран в регионе.
— Решение премьер-министра ввести федеральные войска в Тыграй вызвало шок в регионе Африканского Рога и за его пределами. Эфиопия с населением в 110 млн человек — вторая по величине страна в Африке, она граничит с шестью другими африканскими государствами. Во всем регионе царит нестабильность и встречаются острые гуманитарные проблемы. Если противостояние внутри страны затянется, то через границу хлынут сотни тысяч беженцев, — считает политолог.