В память о Русском исходе из Крыма 100 лет спустя волонтеры зажгли 100 свечей на Русском православном кладбище Берлин-Тегель.
Сто лет назад, в результате революции и Гражданской войны (1917-1922), произошел исход на чужбину нескольких миллионов соотечественников.
Эвакуация из Крыма. Это было самым крупным единовременным исходом белых войск и гражданских беженцев, покинувших на 126 судах Родину с надеждой вернуться. Большинство из них навсегда так и остались на чужбине.
Мы читаем имена на крестах:
Анна Фёдоровна Азбукина — эвакуирована из Крыма на судне «Цесаревич Георгий». Педагог, сестра милосердия Российской Императорской и Белой армии. Ветеран Первой мировой и Гражданской войн.
Александр Иванович Березовский — военачальник Русской императорской армии, генерал-лейтенант, герой Первой мировой войны, Георгиевский кавалер, в ноябре 1920 эвакуировался из Крыма.
Иван Трофимович Вольвач — старший унтер-офицер, ветеран Первой мировой и Гражданских войн, Георгиевский кавалер, в ноябре 1920 эвакуировался из Крыма.
Николай Николаевич Колосовский — полковник Армии Врангеля, эвакуировался из Крыма.
Александр Илларионович Воронцов — был 4-м сыном и младшим ребёнком в семье наместника на Кавказе графа Иллариона Ивановича Воронцова-Дашкова и его жены Елизаветы Андреевны, урожденной графини Шуваловой (1845—1924). Женат на Анне Ильиничне Мамацашвили, урожденной княжны Чавчавадзе, внучке князя Д. А. Чавчавадзе, эвакуированы с семьей из Крыма.
Евгений Владимирович Дацевич-Заноза — полковник, ветеран Первой мировой и Гражданской войн, кавалер ордена Святого Георгия, награжден Георгиевским оружием, эвакуировался из Севастополя на корабле «Поти».
Борис Михайлович фон Миллер — офицер Белого Черноморского флота в составе Вооруженных Сил Юга России и русской армии Врангеля, эвакуировался с семьей из Крыма на корабле «Лазарев».
Антонина Николаевна Ханжонкова — эвакуирована из Крыма.
Александр Васильевич Кривошеин — российский государственный деятель, 11 ноября эвакуирован из Севастополя с частями Белой армии на крейсере «Кентавр».
И многие, многие другие нашли здесь свое упокоение и последнее пристанище. Они лежат теперь в русской земле православного кладбища Тегель.
Великая трагедия Великой страны. Русский исход, положивший конец Гражданской войне и Российской империи, разделил на «до» и «после» тысячи судеб, разбросанных по континентам… Они стали изгнанниками, ненужными ни одной стране. Им предстояло жить на чужбине и оставаться русскими, но без России.
Примирили ли нас годы? Простили ли мы друг друга?
В память о Русском исходе из Крыма, 100 лет спустя, 14 ноября 2020 года волонтеры зажгли 100 свечей на Русском православном кладбище Берлин-Тегель.
Отец Сергий, настоятель храма святых Константина и Елены, расположенного на территории кладбища, отслужил панихиду по всем воинам и гражданским лицам.
Текс: Елена Дункул
Фото: Елена Дмитриева и Елена Дункул
Сайт КСОРС Германии «Русское поле»