Евгений Примаков, возглавляющий Россотрудничество, дал большую онлайн пресс-конференцию, обозначив новые задачи обновляемой организации.
Приоритет – Ближнее зарубежье, Агентство будет работать с общественным мнением за рубежом, но при этом организация не ставит политических целей и задач.
«Россотрудничество никогда не организовывало, не организует и не будет организовывать никакие партии, никакие общественно-политические движения. Подобные ожидания довольно странные. Наша работа строится иначе», – заявил Примаков, отвечая на многочисленные критические посты и заметки в информационном пространстве.
В этой связи был затронут вопрос отказа Агентства поддерживать проведение Тотального диктанта в 2021 году.
Россотрудничество готово предложить провести параллельное мероприятие, где диктант прочтет другой автор.
Агентство будет иначе подходить к вопросу гуманитарного присутствия России мире – это касается не только культурных и образовательных проектов, на первый план выходит правозащитная деятельность.
«Недавно была история с учительницей русского языка на Украине Татьяной Кузьмич, которую арестовали. Россотрудничество и дружественная нам «Русская гуманитарная миссия» отправили обращение в ОБСЕ и в ООНовские структуры с требованием разъяснить украинской стороне недопустимость политический репрессий. Я не уверен, что это произошло из-за наших обращений, но тем не менее, общественное давление сделало свое дело», – отметил Примаков.
Что касается образовательных проектов, Агентство будет поддерживать общественные и частные инициативы и перестраивать работу с ассоциацией выпускников.
«Нам нужно не просто обучить иностранцев и отправить их обратно на родину, а держать с ними связь. Нам важны ассоциации выпускников. Они не должны конфликтовать между собой. Мы готовы работать со всеми. Нам нужно поддерживать общественные и частные инициативы в сфере образования. Пусть будет еще больше школ, не обязательно на русском языке, но с преподаванием русского языка. Россотрудничество обязано поддерживать частную инициативу».
Вопросы на пресс-конференции задавали как российские журналисты, так и иностранные.
Россотрудничество будет менять формат работы в Центральной Азии, на Ближнем Востоке, искать новые подходы для работы с общественным мнением в Польше. Непростая ситуация сложилась в США. Примаков отметил, что американские спецслужбы оказывают давление на студентов, которые проявляют интерес к обучению в России, также фиксируется давление на соотечественников.
Россотрудничество – 17-буквенная аббревиатура, которая «не по зубам» большинству иностранцев, скорее всего останется в официальных бумагах, но появится и более доступное, народное название. То же касается и «Российских центров науки и культуры». Квартету «РЦНК», конечно, далеко до рекордных словосокращений мудреного русского языка, но и ему предстоит стать элегантней. При этом, Агентство открыто к предложениям по ребрендингу названия.