«Грустил целую неделю»
Совсем недавно, 30 октября, Диего Марадона отметил свой шестидесятый день рождения – и вскоре был госпитализирован. В начале ноября его врач сообщал, что футболист «психологически» плохо себя чувствует и лечится в больнице. По словам одного из его представителей, Марадона на фоне своего юбилея «очень грустил целую неделю» и «не хотел есть». «У него плохое психологическое состояние, и это сказывается на его физическом самочувствии», — рассказывал тогда журналистам доктор Леопольдо Луке.
«Плохое настроение», сопровождавшееся анемией и обезвоживанием, было названо причиной госпитализации недавнего юбиляра – дескать, это было сделано в профилактических целях. Но все оказалось серьезнее.
Последующие тесты показали, что у больного была субдуральная гематома, серьезное заболевание, при котором между черепом и поверхностью мозга образуется сгусток крови. По данным Национальной медицинской библиотеки США, субдуральная гематома считается «одной из самых смертоносных из всех травм головы». Обычно этот недуг вызывается серьезными травмами головы, но также может быть возникнуть даже из-за незначительных травм и оставаться незамеченным в течение нескольких дней или недель.
Марадона был немедленно переведен из больницы в Ла-Плате в клинику Olivos в провинции Буэнос-Айрес для операции. Там врачи прооперировали Марадону, удалив сгусток крови из мозга. «Диего пережил, возможно, самый трудный момент в своей жизни, и я думаю, что это чудо, что обнаружилось это кровотечение в его мозгу, которое могло стоить ему жизни», — сказал после операции адвокат Марадоны Матиас Морла.
Личный врач Марадоны Леопольдо Луке заявил репортерам собравшимся у клиники, что у футболиста «по-прежнему хорошие результаты» и что он «очень хочет покинуть» больницу: «Мы очень счастливы. Он может ходить, он разговаривает со мной, он кажется намного яснее. Очевидно, еще очень рано, но восстановление идет отлично».
Но этот оптимизм личного врача оказался чрезмерным – легендарный футболист скончался от внезапной остановки сердца спустя несколько дней после выписки из больницы.
«Наркотики были повсюду»
Марадона не щадил своего здоровья – а порой фактически сам разрушал его. Еще в начале восьмидесятых он начал употреблять кокаин, играя за «Барселону». А когда в 1984 году он переехал в Неаполь, употребление наркотиков быстро вышло у молодого футболиста из-под контроля. «В Неаполе наркотики были повсюду, — рассказывал потом Марадона. – Мне практически приносили их на подносе».
В 2014 году Марадона в одном из интервью говорил: «Из-за болезни я дал своим оппонентам большое преимущество. Вы знаете, кем я мог бы стать, если бы не принимал наркотики? Я в свои 53 чувствую, будто мне 78 лет, потому что моя жизнь не была нормальной».
Масс-медиа рассказывали о том, что в преддверии чемпионата мира 1990 года футболист научился избегать тестов на наркотики. Он, как сообщается, сдавал тесты на наркотики, используя чужую чистую мочу и поддельный пластиковый пенис.
Запрещенные вещества стали причиной отстранения великого футболиста от матчей. Последний удар по его карьере пришелся на 1997 год, когда Марадона в третий раз за шесть лет провалил тест на наркотики. Футболист публично признал, что был наркоманом, сказав, что он будет нести это бремя всю оставшуюся жизнь.
И бремя это оказалось тяжким. Годы употребления наркотиков, переедания (в какой-то момент его вес достиг 135 кг!) и алкоголизма настигли его на рубеже веков, когда он страдал от сердечной недостаточности, вызванной кокаином. Марадона перенес передозировку в 2000 году и сердечный приступ в 2004 году. А в 2005 году ему пришлось сделать операцию по наложению обходного желудочного анастомоза. В течение нескольких дней он находился в критическом состоянии, и врачи говорили, что он борется с воспалением сердца и инфекцией легких.
Личный врач Марадоны доктор Альфредо Каэ рассказывал: «Любой, кто когда-либо имел дело с наркоманом в своей семье, поймет, какой это может быть трагедией. Я надеюсь, что, столкнувшись с этой сложной ситуацией, Диего сделает все, что ему нужно, чтобы ее изменить. Пока он этого не сделал».
Марадона вновь попал в больницу в 2007 году с гепатитом. Наконец, в том же году он был помещен на реабилитацию в клинику Буэнос-Айреса, чтобы справиться с наркозависимостью. После этого футболист заявил, что он очистился и избавился от тяжелых наркотиков. Но продолжал злоупотреблять алкоголем.
Как менялся Диего Марадона: кадры жизни и смерти
Смотрите фотогалерею по теме
Неприятности с законом
Отношения Марадоны с законом складывались не самым лучшим образом. В 1991 году Диего Марадона был арестован итальянской полицией при попытке заказать себе в номер двух секс-работниц через его связи с мафией в 3 часа ночи.
По сообщению New York Post, телефонный звонок футболиста был прослушан властями и позже использован в качестве доказательства для предъявления ему обвинений в хранении и распространении кокаина (последнее из-за того, что он предлагал порошок «жрицам любви»).
Из Италии Марадона поспешил уехать на родину. Но позже в том же году он был арестован в Буэнос-Айресе за хранение 500 граммов кокаина – на фотографиях того времени виден футболист в слезах, которого уводят полицейские. В Аргентине Марадона приговорен к 14 месяцам лишения свободы условно. Тайные пороки футбольной звезды, связанные с наркотиками и сексом, привели к тому, что Марадона попал в сети местной итальянской мафии. Как пишут СМИ, могущественный и жестокий клан Джулиано из организованной преступной сети «Каморра» так и не ослабил свою власть над ним.
Вернувшийся в Западное полушарие Диего Марадона «подвигов» не прекратил. В июне 1998 года Марадона был приговорен к двум годам и 10 месяцам лишения свободы условно за стрельбу из пневматической винтовки в 1994 году в журналистов, осаждавших его загородный дом.
Вообще с журналистами у Марадоны отношения были натянутыми. То разбил стекло автомобиля, в котором представители одного из мировых агентств пытались заснять его во время прохождения реабилитации на Кубе. То избил корреспондента и фоторепортёра газеты El Panama America. То напал на фотожурналиста, фотографировавшего его в ночном клубе. То на автомобиле наехал на ногу телеоператора, встречавшего его у здания федерации футбола Аргентины…
Сообщалось также, что у Марадоны остались большие долги в Италии. В марте 2009 года официальные лица объявили, что футболист должен итальянскому правительству 37 миллионов евро по местным налогам, из которых 23,5 миллиона евро были начислены в качестве процентов по его первоначальному долгу.
«Ненавижу США всей душой»
Как настоящий бунтарь Диего Марадона не чурался мира большой политики. Свои политические пристрастия он демонстрировал татуировками – со своим соотечественником Че Геварой и кубинским лидером Фиделем Кастро. С Фиделем его связывала дружба с тех пор, как Марадона проходил на Кубе реабилитацию.
Марадона в 2005 году участвовал в конференции «Встречи Народов», созданной в противовес проводимому под эгидой Организации американских государств IV саммиту Америк. На этой конференции он неофициально представлял Фиделя Кастро. На этом одном из мероприятий Марадона появился в футболке с надписью «Stop Bush».
Откровенно выражал симпатии Марадона и венесуэльскому вождю «боливарианской революции» Уго Чавеса, участвовал в его ток-шоу и называл себя «чавистом».
«Все, что делают Чавес и Кастро — это лучшее, что только способны сделать современные политики, – заявлял Диего Марадона. – Я ненавижу все, что приходит из США, все, что с ними связано. Я ненавижу США от всей души!»
Поддерживал Марадона и сменившего Чавеса венесуэльского президента Николаса Мадуро, который, кстати, выступил после смерти аргентинского футболиста со специальным телеобращением к нации.
Многочисленные дети Марадоны
Отдельно стоит сказать о делах семейных и любовных футбольной «иконы». Диего Армандо Марадона родился в бедной семье в маленьком аргентинском городке Вилья-Фиорито, к югу от Буэнос-Айреса. Его отец был простым рабочим, а мать домохозяйкой, которая воспитывала 8 детей. Диего был самым старшим из них.
Родители выступали против футбола, отец был убежден, что много денег игрой не заработаешь, и настаивал, чтобы сын получал более серьезную профессию. Мать же мечтала о том, чтобы Диего Армандо стал бухгалтером. Однако Марадона пошел другим путем.