Лучший способ добиться стабильности на Ближнем Востоке — удержать Иран от работы над ядерной программой путём переговоров. Такое мнение высказал будущий президент США Джо Байден. Он намерен возобновить обсуждение ядерной сделки после своей инаугурации. По мнению экспертов, дискуссия с Тегераном может стать для демократа ключом к восстановлению прежних отношений и с европейскими партнёрами. Однако реанимировать курс, проводимый в своё время Бараком Обамой, будет непросто — слишком серьёзные перемены внёс Дональд Трамп в американскую политику, считают некоторые аналитики.
- АЭС в Бушере
- Reuters
- © Raheb Homavandi
Кандидат от Демократической партии США Джо Байден пообещал, что вернётся к переговорам с Ираном о ядерной сделке после своей инаугурации. Об этом он заявил в интервью The New York Times.
«Будет сложно, но да», — сказал Байден в ответ на вопрос журналиста.
Будущий глава Белого дома уверен, что соблюдение ядерной сделки важно для сохранения стабильности на Ближнем Востоке. Он напомнил, что сейчас много разговоров ведётся о таких дестабилизирующих регион факторах, как высокоточные ракеты. Однако политик уверен, что «лучший способ добиться некоторой стабильности в регионе» — это разбираться «с ядерной программой».
Джо Байден пояснил, что, если Иран создаст ядерную бомбу, это сильнейшим образом подтолкнёт Саудовскую Аравию, Турцию, Египет и другие страны к разработке собственного ядерного оружия.
«Чёрт возьми, меньше всего нам нужно, чтобы в этой части мира происходило наращивание ядерного потенциала», — добавил Джо Байден.
- Джо Байден
- © Tom Brenner/Reuters
Новый курс
О своей позиции по ситуации с ядерной сделкой Джо Байден ранее уже рассказал в сентябрьской колонке для CNN. Он раскритиковал политику Дональда Трампа в отношении Ирана. По мнению Байдена, события показали, что курс республиканца провалился. Трамп не смог убедить союзников США продлить эмбарго на поставки оружия Ирану, а члены Совбеза ООН отказались возобновить антииранские санкции.
Иран подошёл за годы правления Трампа ближе к созданию ядерного оружия, чем когда республиканец только вступал в президентскую должность, считает Байден. Политика «максимального давления», которую проводил Трамп, ударила по американским интересам в регионе. Если пять лет назад США сотрудничали по иранской тематике с Европой, а также с КНР и Россией, то сейчас Вашингтон оказался в одиночестве, констатировал Байден.
- © Carlos Barria/Reuters
В случае своей победы на выборах Байден пообещал, что предложит Тегерану дипломатический путь. Также политик примет меры, чтобы «санкции США не препятствовали борьбе Ирана с COVID-19».
При этом администрация Байдена продолжит «противодействовать дестабилизирующей деятельности Ирана», представляющей угрозу для друзей и партнёров США в регионе, сообщил Байден.
«Если Иран выберет конфронтацию, я готов защищать наши жизненно важные интересы и наши войска. Но я готов идти дипломатическим путём, если Иран делом докажет, что и он к этому готов», — подчеркнул в своей статье Байден.
«Процесс будет сложным»: каковы перспективы создания на Ближнем Востоке свободной от ядерного оружия зоны
Создание на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного оружия, — это крайне сложная задача, и добиться успеха будет невозможно без…
В ответ на гибель учёного иранский парламент одобрил законопроект под названием «Стратегическая мера по отмене санкций». Инициатива предусматривает возможность отказа властей страны от доппротокола с МАГАТЭ по проверкам ядерной деятельности.
Кроме того, документ предписывает властям Исламской Республики Иран (ИРИ) начать производство не менее 120 кг урана в год, сырьё требуется обогащать до 20%. Это противоречит обязательствам Тегерана в рамках СВПД, согласно которым страна может обогащать уран до уровня не более 3,67% в течение 15 лет. Однако для создания ядерного оружия нужен уран с обогащением выше 20%.
Кроме того, законопроект обяжет правительство ввести в эксплуатацию новые центрифуги на ядерных объектах.
«Серьёзный след»
По словам Александра Крылова, Иран действительно продолжит свою ядерную программу. Однако речь идёт о мирном использовании атомной энергии.
«В данный момент у Тегерана нет мощностей, чтобы задействовать атомные технологии в военной сфере. Сейчас ядерная программа ИРИ нацелена на то, чтобы снабдить страну электроэнергией», — пояснил эксперт.
По мнению Александра Крылова, у администрации Байдена не будет препятствий для переговоров с Тегераном. Гибель иранского учёного и закон ИРИ о росте обогащения урана не станут такими препятствиями, полагает эксперт.
- Хасан Рухани
- Reuters
- © Brendan Mcdermid
«Дональд Трамп непредсказуем, но он понимает, что Иран — достаточно сильное государство, способное дать жёсткий ответ. Поэтому он вряд ли станет подкладывать какую-то бомбу под ирано-американские отношения в последние дни своего президентства», — считает эксперт.
Иной точки зрения придерживается Григорий Лукьянов.
«Трамп может блокировать многие инициативы Байдена. Как бы тому ни хотелось вернуть политику США к состоянию 2016 года, это невозможно. Дональд Трамп оставил серьёзный след в американской внешней политике», — подытожил эксперт.