Россия наблюдает попытки разрушить Дейтонскую архитектуру и предостерегает от этого западных партнеров. С таким заявлением Сергей Лавров выступил в Республике Сербской, откуда начался его визит на Балканы. Слова министра вызвали негодование Федерации Боснии и Герцеговины настолько, что ее руководители решились на демарш и отказались проводить с ним переговоры. За поездкой в Сараево последовал перелет в Белград, где шефа российской дипломатии встретили традиционно тепло.
Хрупкий баланс
15 декабря завершился двухдневный визит главы МИД РФ Сергея Лаврова в Боснию и Герцеговину (БиГ). Эта поездка была приурочена к 25-летию со дня заключения Дейтонских соглашений — пакета документов, который положил конец войне в этой стране (1992–1995) и стал основой ее нынешнего устройства. В последние годы между Россией и западными странами усиливаются споры о будущем этих договоренностей.
БиГ состоит из двух образований: Федерации Боснии и Герцеговины, где живут в основном бошняки-мусульмане и хорваты, и Республики Сербской (РС), большинство в которой составляют сербы.
В первый день Сергей Лавров встретился с председателем президиума БиГ (высший исполнительный орган, куда входят по одному представителю от каждого народа — бошняк и хорват от федерации и серб от РС), лидером боснийских сербов Милорадом Додиком. Их переговоры прошли в Восточном Сараево. Эта часть не считается столицей, но на деле она с городом связана тесно. Так, правительственное здание РС в Восточном Сараево от министерства иностранных дел, расположенного в столице, отделяют 15 минут езды на машине.
Сергей Лавров и Милорад Додик
Фото: ТАСС/PIXSELL/Armin Durgut
Главной темой переговоров Сергея Лаврова с Милорадом Додиком стала судьба Дейтонских соглашений — по этому вопросу (как и по многим другим) Россия и РС выступают единым фронтом. По оценке обеих сторон, на протяжении последних лет западные гаранты подрывают Дейтонскую архитектуру: США, в частности, настаивают на том, что эта система устарела, деление страны на два энтитета попросту тормозит ее вступление в Евросоюз (заявку она подала в 2016 году и пока ждет статуса кандидата), а потому ее надо трансформировать в унитарное государство.
— Хотел бы также со всей серьезностью предостеречь некоторых наших партнеров от попыток разрушить Дейтонскую архитектуру. Мы такие попытки наблюдаем, — сказал Сергей Лавров. — <…> Я знаю, насколько хрупок тот баланс, который был достигнут, и насколько важен каждый кирпичик этого фундаментального достижения международного сообщества. Вынуть даже один компонент из этого пакета означает подвергнуть угрозе все договоренности и вызвать непредсказуемые последствия.
Глава МИД РФ подчеркнул: соблюдение Дейтонских принципов не будет препятствовать евроинтеграции, однако этот процесс должен проходить исключительно на основании соглашений.
Ни РС, ни Россия не против членства БиГ в ЕС. Краеугольный камень — участие страны в НАТО: в то время, как федерация намерена в альянс вступить, республика выступает категорически против этого.
Доставленные в Сараево медицинские средства индивидуальной защиты от Европейского союза, Босния и Герцеговина
Фото: ТАСС/PIXSELL/Armin Durgut
— Так как вторая часть Боснии и Герцеговины хочет отменить Республику Сербскую, мы лишь говорим, что в такой Боснии и Герцеговине мы оставаться не будем, — отрезал Милорад Додик.
Москва уже несколько лет обвиняет США в том, что они стремятся «затащить» БиГ в альянс: как сказал в октябре Сергей Лавров, они пытаются создать в БиГ унитарное государство через «подотчетные им бошняцкие и некоторые хорватские партии» именно для того, чтобы страна стала членом этой организации.
Справка «Известий»
В БиГ большинство населения распределено между тремя народами: бошняками, хорватами и сербами. В начале распада Югославии в 1991 году первые два высказались за независимость, последние — против. В итоге год спустя сербы создали самопровозглашенную Республику Сербскую.
После заключения в 1995 году Дейтонских соглашений, завершивших Боснийскую войну, была образована единая Босния и Герцеговина, в которую вошла и РС. Пакет документов включает 11 приложений. Ключевые из них касаются тематики территориального и государственного устройства, имплементации мирного урегулирования — в частности, учреждения поста высокого представителя, дипломата из третьей страны, который во многом определяет работу руководства БиГ.
Душный прием
Насколько радушным был прием в Восточном Сараево, настолько холодно прошел второй день визита в федерации. Начало дня ознаменовал дипломатический скандал: с утра Сергей Лавров должен был встретиться с другой частью президиума, однако за полчаса до переговоров представители боснийских мусульман и хорватов Шефик Джаферович и Желько Комшич от встречи отказались. Такой шаг можно расценить как демарш, поскольку оба политика на место переговоров прибыли — именно в здании президиума они выступили перед прессой.
Желько Комшич и Шефик Джаферович
Фото: Radio Free Europe/Radio Liberty/slobodnaevropa.org/Kemal Softic
Свой отказ они мотивировали реакцией на заявления Сергея Лаврова и Милорада Додика, сделанные накануне. В частности, представителей федерации покоробили призывы России и РС упразднить должность высокого представителя по соблюдению Дейтонских принципов, который фактически контролирует руководство БиГ (например, он может снять с поста какого-либо из членов президиума). Москва и Баня-Лука (столица РС) считают, что для страны пришло время выйти из-под внешнего протектората.
Выступая с совместным заявлением, Шефик Джаферович и Желько Комшич сказали: бошняки и хорваты привержены Дейтонским соглашениям, а вот заявления России и РС эти договоренности нарушают. Политики также подчеркнули настрой федерации на сближение с НАТО и ЕС, заявив, что «не хотят быть игрушкой в руках России». Дополнительными претензиями — хотя понятно, что причина скандала далеко не в них, — стали отсутствие на встрече с Милорадом Додиком боснийско-герцеговинского флага и тот факт, что первой российский министр посетил Республику Сербскую. В итоге на переговорах с президиумом БиГ присутствовал только сербский представитель — Милорад Додик.
Ситуация была бы совсем патовой, если бы сорвалась еще и встреча с главой МИД БиГ Бисерой Туркович, с которой было запланировано подписание плана медведомственных консультаций на 2021–2022 годы. Встреча министров со всеми официальными процедурами все-таки состоялась.
После главы МИД выступили с заявлениями — утренний инцидент они не комментировали, ограничившись общими словами о взаимном сотрудничестве. Сергей Лавров, в частности, вновь подтвердил позицию РФ, которую представил накануне, и сказал, что необходимо решать внутренние противоречия «путем дипломатических усилий».
Сергей Лавров и Бисера Туркович
Фото: ТАСС/пресс-служба МИД РФ
Визит закончился, осадок остался. Прямиком из двойственного Сараево Сергей Лавров отправился во вторую точку своего балканского турне — Белград.
Радушный прием
Не прошло 50 минут, а спецборт уже приземлился в сербской столице. Этот визит планировался одним днем и был крайне насыщен. В отличие от переговоров в Сараево, от Белграда политических подвохов никто не ждал. Действительно, все мероприятия — от символически протокольных до закрыто-переговорных — проходили в дружественной обстановке.
Началось всё с зажжения Вечного огня: частицу пламени с Могилы Неизвестного Солдата в Москве перевезли на Кладбище освободителей Белграда. Гимны РФ и Сербии, почетный караул — символический эпизод прошел торжественно, но без чрезмерной помпы. В церемонии участвовал президент страны Александр Вучич. Российской делегации сербский лидер уделил весь свой день.
Также без суеты прошел визит в храм Святого Саввы. Его строительство, в которое на последних этапах вложилась и российская сторона, длилось без малого 85 лет. Приезд Сергея Лаврова был связан в том числе и с тем, что российские и сербские мастера завершили создание в храме мозаик. По этому поводу он зачитал поздравление от президента РФ Владимира Путина.
Сергей Лавров и Александр Вучич возлагают цветы к могиле патриарха Сербского Иринея в храме Святого Саввы
Фото: ТАСС/пресс-служба МИД РФ
На этом лирическая часть закончилась и началась серия практических встреч. Переговоры с сербским коллегой Николой Селаковичем, встреча со спикером парламента Ивицей Дачичем и на закате дня пресс-конференция с Александром Вучичем — все эти контакты прошли под эгидой идеи «братства по оружию».
— Нас связывают добрые отношения в прошлом, и если могилы партизан и красноармейцев — символ нашей общей борьбы с нацизмом, то храм Святого Саввы — символ нашей сегодняшней дружбы, — сказал на пресс-конференции Никола Селакович.
Заочный спор России с Западом по урегулированию на Балканах продолжился и в Белграде: Сергей Лавров выразил сожаление, что ЕС, будучи посредником между Сербией и частично признанной Республикой Косово, не добился от Приштины прогресса по созданию сообщества сербских муниципалитетов. Что касается натовского вопроса, то здесь Александр Вучич вновь подчеркнул: ни к каким военным альянсам Сербия под его руководством присоединяться не будет.
Встреча Сергея Лаврова и Александра Вучича
Фото: ТАСС/пресс-служба МИД РФ
На итоговой пресс-конференции с президентом страны журналисты напомнили российскому министру об эпизоде в Сараево. То, что еще с утра казалось дипскандалом, дипломат назвал «несущественным для развития отношений с народами Боснии и Герцеговины». По его словам, политики, которые приняли такое решение, несамостоятельны и выражают интересы не своих избирателей, а некоторых внешних сил. На этом вопрос можно было считать исчерпанным.