Срочно нужна вакцина… от потери исторической памяти

0

Иногда, когда возникает желание поделиться своими мыслями, вдруг начинаю рефлексировать. А кому это надо? А что нового именно я могу сказать? Потом вдруг читаю или слышу именно мои мысли. Буквально слово в слово. Значит, это не только меня волнует.



Тем много. Но одна — безусловно занимает главное место — это сохранение исторической памяти. Речь, конечно, идет о Великой Отечественной войне. Я не имею права ничего забывать и не могу ничего простить тем, кто залил кровью полмира. Это мой долг перед родителями.

Чтобы в меня не бросили камень, скажу сразу: я не воспринимаю немцев как врагов. Нас и в школе учили что наши враги — фашисты, но не немцы. Тем более в моем родном городе с немецкой культурой и историей сложились самые тесные связи. А уж сегодняшнее молодое поколение Германии вообще воспринимается мною, как поколение наших детей.

Но я с нарастающим страхом вижу, как возрождаются в некоторых странах, ненавистные мне нацизм и национализм.

Много лет я писала об этих явлениях в странах Балтии. Но западный мир до сих пор делает вид, что ничего не происходит. То же и на сегодняшней Украине.

А разве я могу забыть, что в Латвии именно от рук националистов в годы войны, погибли родные моей мамы? Или рассказы, — да что там рассказы! — огнестрельные ранения у моего первого редактора Любови Васильевны Зориной, которые она, молодая девушка, получила от бендеровцев на Западной Украине.

Так почему сегодня началось повальное переписывание истории? Казалось бы совсем недавно всё было ясно. По крайней мере, на протяжении прошедших 70 лет.

И вдруг вчера услышала как директор департамента информации и печати МИД Мария Захарова сказала, что нам нужна прививка от потери исторической памяти. Она, правда, адресовала свои слова швейцарцам, но я подумала, что такая прививка нужна и всем нам, включая россиян. И это прививка не менее важна, чем от ковида.

На сегодняшней пресс-конференции Президент России В.В.Путин сказал что "переписывание истории делается в угоду сиюминутным политическим амбициям".

Мне стало совсем не по себе. Мало ли какие амбиции у сегодняшних политиков! Должны же быть какие-то непреложные истины, которые не могут подлежать ревизии.

У многих западных ревизионистов теперь появилась новая тема, сначала об этом говорили редко и вполголоса, а теперь, все чаще, громче. Речь о попытке уравнять Гитлера и Сталина.

Наглость дошла до того что и в развязывании войны виноват СССР. Не хочу в этих заметках уделять место личности Сталина. Это тема для другого материала. Готова и к дискуссии на тему сталинских репрессий. В данном контексте для меня роль Сталина — это роль руководителя страны-победительницы нацизма. Да, вместе с союзниками — странами антигитлеровской коалиции. Но роль СССР в этой Победе никому не позволено безнаказанно принижать.

А вот попытки некоторых политиков Германии понизить градус преступлений нацистского руководства меня поражают своей лукавостью.

Вот министр иностранных дел Маас во время визита в этом году в Петербург пафосно говорил о преступлениях Вермахта по отношению к моему родному городу и его жителям. Удивительный пассаж! Разве ответственность лежит только на регулярной армии? А где ответственность государства и его руководства?

Ведь это лично Гитлер издал директиву о полном уничтожении этого великого города. Ведь каждому ясно, что сама по себе армия ни одной страны никуда не ходит и войны не затевает.

Хорошо это знаю, потому что я — дочка советского офицера. Того самого офицера-фронтовика, на которого теперь хотят повесить все преступления: от якобы изнасилования двух миллионов немок до порабощения Восточной Европы.

Мне всегда жалко только солдат, которые не имеют права обсуждать приказы, в том числе и преступные. Единицы отказывались в ту войну. За это были названы предателями и казнены. Именно потому в Нюрнберге судили высших военных преступников, которые отдавали армии эти приказы.

В прошлом году в Петербурге мы как раз говорили об этом с одним советский генералом. Он настаивал на том, что солдат обязан по уставу безоговорочно выполнять приказ. А вот за приказ несет ответственность тот, кто от имени государства его отдает. И если при отдаче приказа речь пойдет о чьих-то политических амбициях, то катастрофа неизбежна.

Именно этот военный поделился со мной своей мечтой. Он хотел бы видеть в Берлине памятник двум солдатам. Советскому и немецкому. Считает что такой памятник напоминал бы о преступности безответственных военных приказов. Но, к сожалению, считает, что до этого не доживет.

С горечью он констатировал: российско-германские отношения переживают тяжелый период. Сейчас все будет зависеть от мудрости руководителей государств.

Но размещение войск НАТО в паре сотен километров от Петербурга лишает покоя его жителей. Пламя может разгореться от любой искры. Из-за самой маленькой провокации.

Думаю, что такие мысли посещают и простых граждан Германии. Особенно тех, кто родился после войны и о ее ужасах знает от своих старших родных.

Вот не знаю, где были во время войны родственники министра обороны Германии Аннегрет Крамп-Карренбауэр, которая будучи женщиной и многодетной матерью, предлагает говорить с Россией с позиции силы. Очень надеюсь, что она просто неудачно выразилась, как и господин Маас в Петербурге.

Это ведь очень непросто, став публичной фигурой, нести ответственность не только за слова, но даже за интонацию, с которой эти слова произносятся. "Нам не дано предугадать, как наша слово отзовется…"

Но когда я читаю комментарии в немецких соцсетях, то с удовлетворением отмечаю и «лайки» ставлю тем немцам, кто думает также как я, добрым словом отзывается о советском солдате, любит Россию и не боится критиковать свое руководство.

В долгих тяжелых ночных мыслях я все чаще обращаюсь к памяти своего покойного друга, немецкого журналиста из Гамбурга Рольфа Баумгартена. Вот он ребенком испытал все тяготы войны. В десять лет остался сиротой. Родители погибли при бомбежке союзниками Гамбурга. Его брат был тем самым простым немецким рядовым солдатом, который сложил голову на Невском пятачке, выполняя преступный приказ командования.

Казалось, какую ответственность может за эти преступления нести ребенок? Но Рольф был тем немцем, который считал, что обязан всю жизнь искупать вину. Он помогал ветеранам-блокадникам и в Ленинграде, и в Израиле. И сам похоронен в Израиле, а табличка с его именем помещена на аллее Праведников народов мира.

Он своей жизнью доказал, что является с большой буквы гражданином новой Германии. 

Думаю, все-таки, нам нужна вакцина от потери памяти. И выработать ее может только гражданское общество наших стран.

Прощаясь со мной в Петербурге в 1993 году, Рольф подарил мне на память янтарное ожерелье. И сказал: это слезы моря, которое нас разделяет.

Срочно нужна вакцина... от потери исторической памяти

Так давайте сделаем все, что от нас зависит, чтобы не пришлось нашим детям и внукам ронять снова слезы на берегах суровой Балтики.

Автор: Вера Татарникова

Сайт КСОРС Германии «Русское поле»

Источник