Врачи рассказали, чего стоит опасаться переболевшим коронавирусом

0

Итак, в МКБ-10 постковиду присвоено сразу несколько условных обозначений. Так, под кодом U09 обозначается «Post COVID-19 condition» (состояние после перенесенной инфекции COVID-19). Кодами U10 и U10.9 врачи будут помечать мультисистемный воспалительный синдром, связанный с COVID-19, под которым в том числе подразумеваются синдром Кавасаки, детский воспалительный мультисистемный синдром (PIMS) с COVID-19 и мультисистемный воспалительный синдром у детей (MIS-C). Классификатор болезней используется для сбора статистики, поэтому клинических симптомов в МКБ не перечисляется. Но врачи за несколько месяцев пандемии изучили их, как свои пять пальцев. 

«Сегодня мы всесторонне изучаем постковид – собрали анкеты у 1300 больных с постковидным синдромом, но пока еще не обработали. Мы пришли к пониманию, что обычные и необычные симптомы COVID-19 связаны в основном с поражением мозговой ткани», — рассказывает известный доктор, председатель правления Московского городского научного общества терапевтов, профессор Павел Воробьев. 

Ученые назвали это «ковидным энцефаломиелитом». Он похож на синдром хронической усталости. По словам Воробьева, за энцефаломиелитом кроется странная «разрегулированность» многих систем: заложенность в груди, тахикардии, нестабильность АД, температурные аномалии (гипер- и гипотермии), поносы, головные боли, странные яркие сны, нарушения зрения и слуха, аносмия, нарушения цикла и либидо, депрессии, плаксивость и т.д.

Эксперт выделяет семь основных симптомов постковида, каждый из которых имеет целую палитру проявлений.

Слабость. Она встречается при постковиде чаще всего и иногда не покидает пациента месяцами. Даже молодым людям после COVID-19 становится сложно выполнять привычные дела. «Иногда лежу целями днями, смотрю в потолок – одна мысль о том, что надо встать, причиняет боль, — рассказывает Мария 43 лет. — До инфицирования ничем серьезным не болела, вела активный образ жизни, теперь даже по лестнице стало тяжело ходить. После болезни прошло четыре месяца».

Головная боль. С нее COVID-19 очень часто начинается – многие пациенты описывают сильные головные боли за два-три дня до начала болезни. Многие списывают это на перемену погоды, однако боль иногда бывает такой выраженной, что приходят мысли об инсульте. И у многих пациентов, как выясняется, головные боли не уходят и после перенесенного заболевания. 

Психические нарушения. «Их масса, — рассказывает профессор Воробьев. – Кого-то преследуют навязчивые мысли о том, что у них вот-вот разовьется инсульт или что у них тяжелейший иммунодефицит; кто-то начинает испытывать панические атаки, нарушения сна. Иногда нарушения психики очень грубые, и с ними совершенно непонятно, что делать. Можно сказать, что эти пациенты ноют по своим болезням — обычно люди так себя не ведут. И это не один-два человека, а просто массовое явление». 

«У меня после болезни периодически возникает внезапное чувство тревоги непонятно почему. Начались проблемы со сном, хотя раньше никогда не жаловалась», — говорит Валентина, переболевшая COVID-19.

Нарушения сердечного ритма и артериального давления. «Речь идет именно о нарушениях давления – оно может быть и повышенным, и пониженным. Кроме того, пациенты часто описывают перебои сердечного ритма», — продолжает Павел Воробьев. 

«На протяжении четырёх месяцев не могла спокойно подняться даже на один этаж. Окончательно в себя не пришла до сих пор. Да, все уже не так выражено, но всё же. Приступы тахикардии намного реже, головокружение тоже намного реже. Жуткие головные боли практически ушли, слух сел. Не вернулась чувствительность кончиков пальцев и стоп. Болела легко. Хронических заболеваний нет. Чувствую себя сильно постаревшей, иногда давление доходит до 160 на 110», — отмечает Мария Ливанова из Москвы.

Расстройства стула. Они являются одним из характерных симптомов заболевания COVID-19, однако часто сохраняются и после выздоровления. Стул не приходит в норму неделями, а иногда и месяцами. 

Ухудшение когнтитивных функций и памяти. На этот симптом жалуется огромное количество пациентов в постковиде во всем мире. Среди них много перенесших COVID-19 даже в самой легкой форме.  Люди забывают слова, отмечают «туман в голове», дезориентируются в пространстве. Пациенты описывают, как вдруг стали хватать горячие сковороды, забыли, как пользоваться душем, не помнят имена друзей. Это состояние может длиться несколько месяцев. «Я не могу до сих пор без калькулятора умножить 4 на 2… Думала, пора протестироваться на Альцгеймер. Что-то с памятью совсем плохо, с умножением, с цифрами вообще. Могу забыть, куда положила деньги, на рынке продукты забываю после оплаты. Уже больше месяца так…», — вздыхает Валентина.

«Я на днях не могла вспомнить имя свого бывшего начальника: фамилию помню, отчество тоже, а имя гуглить пришлось», — рассказывает Марианна. А кардиохирург Алексей Федоров описывает свое состояние после перенесенного месяц назад COVID-19 так: «Отмечаю определённые ухудшения когнитивных функций: тяжелее сосредоточиться, стал забывать больше дел, что пугает, иногда реально важных, периодически есть ощущение тумана в голове. Готов был бы списать это на мнительность или некое преувеличение, если бы не реакция переболевших коллег, когда начинаешь об этом говорить. А она почти всегда одинаковая: «Да, да, точно, а я думал/думала, что это только у меня!» И обязательно парочка примеров собственной постковидной рассеянности, по примеру моей убранной в холодильник флэшки». 

Нарушения обоняния и обонятельные галлюцинации. Тоже весьма распространенный симптом постковида. Запахи у некоторых пациентов не восстанавливаются по 9 месяцев, а иных начинают преследовать навязчивые запахи или извращенные вкусы. Встречаются пациенты, которые путают вкус соленых огурцов с арбузом, перестают чувствовать горькое и пр.  «Прошло два с половиной месяца после начала болезни, — рассказывает одна из переболевших,  — На пятый день пропало обоняние, а на двадцатый день появился постоянный привкус табака, не связанный с приемом пищи. Потом табак пропал, тошнота ушла и жизнь наладилась. Но! Всего на две недели. На днях появился запах гари, невыносимый! Как будто живу на пепелище. Начинаю сходить с ума».

— Постковид может мучить пациентов месяцами, — говорит Павел Воробьев. – Причем, его симптомы нередко проявляются волнообразно – приходят и уходят. Мы наблюдаем много таких пациентов. Основной вид лечения, учитывая то, что вирус целенаправленно поражает сосуды – антикоагулянты. Такое лечение дает 80% эффективности. Мы назначаем их до устранения симптомов плюс две недели, обычно курс длится полтора-два месяца. На их фоне уходят основные симптомы: бессонница, навязчивые запахи, усталость, отёки, тревожность и пр. Но обращаются люди, часто уже имея  за плечами несколько месяцев постковида, который они пытались вылечить сами. К сожалению, среди больных с постковидным синдромом много недисциплинированных больных, принимающих самостоятельные решения и по дозировкам препаратов и по их приему. Это значительно снижает эффективность терапии. В некоторых случаях мы прибегали к назначению стероидов с хорошим результатом, в некоторых – предлагали провести плазмаферез. 

Какие виды реабилитации сегодня можно получить по полису ОМС? Об этом рассказывает эксперт Всероссийского союза страховщиков Сергей Шкитин. Прежде всего, эксперт подчеркивает, что реабилитацию по полису могут получить лишь пациенты, перенесшие COVID19 в тяжелой форме (таких примерно 10% от общего количества пациентов, которых в России с начала пандемии зарегистрировано уже больше 2 миллионов). Согласно рекомендациям Минздрава РФ от 26.10.2020 года, в реабилитационных мероприятиях нуждаются те, кто длительно был на ИВЛ (от 2 до 5 недель) и в ряде случаев те, кто долго получал специальные высокотехнологичные методы лечения. Но даже если человек полностью соответствует критериям, к любым методам реабилитации могут быть противопоказания. 

Реабилитация пациентов после тяжелой формы коронавирусной инфекции, проводится в три этапа: сначала в стационаре, потом в условиях круглосуточного отделения медицинской реабилитации; а в завершение — в отделении медицинской реабилитации дневного стационара или поликлиники. В первый этап входит специальное питание, в том числе через назогастральный зонд, дыхательные упражнения, кислородная поддержка, циклические тренировки на прикроватном велотренажере и пр. На втором — ингаляции лекарств для отхождения мокроты с ингалятором, дыхательные упражнения с удлиненным форсированным выдохом. Упражнения, развивающие силу и силовую выносливость ведущих мышечных групп, характерные для пациента до заболевания, иногда физиотерапия. Рекомендуется проведение психологической коррекции и психотерапии пациентов, семьи и близких пациента для профилактики развития постстрессовых расстройств, депрессии, патологических зависимостей и психосоматических нарушений. Третий этап включает аэробные тренировки (кислородная поддержка в случае необходимости). Это могут быть прогулки, ходьба на дорожке, велотренажер. Затем предусмотрены тренировки с отягощениями (небольшой дополнительный вес на руки) после окончания занятий под наблюдением врача-реабилитолога. Кроме того, сюда входят физиопроцедуры (например, ингаляции с лекарствами), психологическая поддержка, формирование мотивации пациентов на продолжение самостоятельных занятий.

Программы реабилитации длятся 6-12 недель. Однако лечащий врач может принять решение повторить курс реабилитации по прошествии года. «В условиях пандемии по решению лечащего врача на третьем этапе предусмотрена возможность реабилитации на дому без посещения медицинской организации, — говорит Сергей Шкитин. – И если вам отказывают в реабилитации, а также по любым вопросам, связанным с порядком получения и качеством оказываемой медпомощи, обращайтесь в свою страховую медицинскую организацию по номеру телефона круглосуточной горячей линии, указанному на полисе ОМС».

Первоисточник