21.12.2020
Полина Коваленко
Во второй части интервью новый глава Фонда поддержки и защиты прав соотечественников за рубежом Александр Иванович Удальцов рассказывает о результатах правозащитной работы к 2020 году и о намеченных планах.
— В Общественной Палате РФ обсуждается необходимость принятия безусловных мер правозащиты наших граждан за рубежом. Александр Иванович, как Вы считаете, возможно ли развить универсальную международную систему юридической поддержки россиян?
— Сам факт обсуждения этой темы показывает, что она вызывает практический интерес со стороны правозащитного сообщества. Известно, что защита прав российских граждан во время их кратковременного пребывания за границей возложено на посольства и консульские учреждения России. Тем же россиянам, которые по законодательству нашей страны отнесены к соотечественникам, то есть к гражданам, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, юридическая помощь организуется нашим Фондом в рамках его уставных требований и с учетом финансовых возможностей. Что же касается идеи создания универсальной международной системы юридической поддержки россиян, находящихся за рубежом, то ее реализация, безусловно, потребует соответствующего кадрового наполнения и вложения значительных финансовых средств.
Недавно мы провели видеоконференцию
с участием руководителей центров правовой помощи и информационно-консультационных пунктов из более чем 15 стран. В ходе неё также обсуждалась и идея создания единого центра, который бы координировал правозащитную деятельность организаций соотечественников. Было решено продолжить проработку данной инициативы.
— Несмотря на открытость и доступность российских посольств в мире, полномочия госслужащих на территории иностранного государства ограничены. В критически ситуациях судьбы наших соотечественников зависят от возможности обратиться к аккредитованным и реально заинтересованным в их защите профессионалам – адвокатам, переводчикам и т.д. Планируется ли развитие сетевого сотрудничества с практикующими русскоязычными юристами-международниками в мире?
— В этом направлении Фондом был сделан конкретный шаг. При его содействии в 2015 году в Москве была создана и зарегистрирована в статусе некоммерческой корпоративной организации «Международная ассоциация русскоязычных адвокатов», основанная на членстве русскоязычных юристов, адвокатов и правозащитников зарубежных стран. Учредители Ассоциации: Международный совет российских соотечественников и Гильдия российских адвокатов. Фонд частично финансирует деятельность названной Ассоциации.
— Возможно ли наладить такие механизмы работы, при которых каждый россиянин был бы уверен, что в случае непредвиденной сложной ситуации за рубежом он сможет позвонить по такому-то телефону и узнать о своих правах в стране проживания (пребывания)?
— На сайтах посольств и консульских учреждений России за рубежом действуют телефонные горячие линии для граждан, попавших в экстренную ситуацию. Там же вывешены страновые списки русскоговорящих юристов с указанием их специализации по категориям дел и контактные данные. На сайте нашего Фонда размещена информация о действующих за рубежом центрах правовой помощи с их адресами и телефонами. За помощью в экстренных ситуациях соотечественники обращаются и непосредственно в Фонд. Нами финансируется издание юридических справочников в помощь соотечественникам. Например, в Испании был подготовлен «Справочник российского иммигранта, проживающего в Испании», в Грузии готовится второй выпуск на русском языке юридического справочника на основе законодательства Грузии.
— Ведётся ли «профилактическая» работа в целях повышения правовой грамотности российских соотечественников за рубежом?
— Большое внимание в вопросах защиты прав соотечественников уделяем повышению их правовой грамотности, что также является частью профилактической работы. В этих целях нами организуются на регулярной основе правовые конференции, семинары, круглые столы, как в России, так и в странах проживания соотечественников. Проводятся школы молодых лидеров, действует обучение по программе «Правовые и исторические знания, как основа правозащитной деятельности» на базе Российского государственного гуманитарного университета. Тема отстаивания законных прав и интересов широко освещается в правовых рубриках, публикуемых на сайтах объединений соотечественников, в русскоязычных СМИ.
Только в 2020 году Фонд оказал финансовую помощь соотечественникам для продолжения работы двенадцати интернет-порталов.
В совокупности в уходящем году при нашем содействии в масс-медиа было размещено 1780 публикаций и материалов по правозащитной тематике
и дано 1370 ответов юристов на волнующие соотечественников вопросы.
— Почти 30 лет прошло после распада СССР. Но политики ряда стран продолжают подогревать исторические претензии, и Литва тому – ярчайший пример. На Ваш взгляд, есть ли в гражданском восприятии срок давности этих вопросов и, следовательно, есть ли шанс на дипломатический и человеческий компромисс ради доброго будущего?
— Как историк по образованию, замечу, что говорить о сроках давности по «историческим претензиям», вряд ли корректно. Такую постановку вопроса можно объяснить не столько злопамятностью гражданского общества, сколько желанием его отдельных политических сил будировать исторические разделы, переиначивать историю, высказывать претензии и обвинения, преследуя при этом сугубо конъюнктурные политические цели. В настоящее время, как мы видим, исковерканная история стала одним из важнейших инструментов антироссийской политики прибалтийских и ряда других стран. «Историческая база» используется для ослабления позиций нашей страны в различных областях.
Пока подобные псевдоисторики будут совершать насилие над прошлым, добиться дипломатического компромисса ради доброго будущего невозможно. Но и сидеть, сложа руки, также не следует. Необходимо, в частности, инициировать совместную работу историков из разных стран с последующей публикацией сборников соответствующих материалов, шире знакомить общественность с историческими документами, фактами кризисных этапов в межгосударственных отношениях, в частности, российско-литовских. Такой опыт, замечу, имеется.
— В настоящее время за рубежом при поддержке Фонда действуют 24 центра правовой защиты соотечественников. Как Вы оцениваете их работу, и стоит ли ожидать открытие новых центров?
— В Уставе Фонда закреплен пункт о содействии деятельности центров правовой защиты при страновых координационных советах объединений соотечественников. В настоящее время Фонд финансирует деятельность 24 центров в 18 странах. Приоритетное внимание в их работе уделяется защите на безвозмездной основе законных прав и интересов соотечественников.
В частности, работающие в центрах юристы по запросам или обращениям соотечественников проводят для них консультации, готовят документы, ходатайства, жалобы и иски для рассмотрения их как на досудебной, так и на судебной стадиях. Зачастую представляют интересы соотечественников
в судебных инстанциях в качестве адвокатов. В их активе ряд выигранных дел.
Нетрудно заметить, что обстановка с соблюдением в целом ряде стран прав человека и нацменьшинств продолжает ухудшаться, в связи с чем потребность в центрах правовой защиты будет, на мой взгляд, только возрастать.
— Расскажите о Ваших ближайших планах на новой должности в Фонде поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом.
— На новой должности важно, как говорится, не навредить, сохранить и умножить достигнутое Фондом. Одновременно будем вместе с соучредителями думать о корректировке Устава, положений о грантах и субсидиях, об обновлении Попечительского совета и т.д. Можно поразмышлять и о новом, более компактном и звучном названии Фонда.
Но главное, чем мы будем заниматься – это усиление мониторинга правового положения соотечественников в странах их проживания, укрепление связей с соотечественными организациями, оказание адресной юридической помощи и повышение правовой грамотности среди соотечественников.
Кстати, несмотря на серьезные трудности, вызванные пандемией коронавируса, в текущем году Фонд нарастил обороты в своей работе с учётом увеличения финансирования его основной деятельности за рубежом: проведено 15 заседаний Правления Фонда (в 2019 году – 6 заседаний), рассмотрено около 150 заявок (92), подписано 105 договоров о предоставлении грантов и субсидий (69). Насыщеннее и разнообразнее стал сайт Фонда. Успешно внедрён режим дистанционной работы сотрудников Фонда. Серьёзным подспорьем стало для нас проведение видеоконференций с соотечественниками по правозащитной тематике.
В уходящем году Фонд существенно увеличил соотечественникам финансовую поддержку, строго соблюдая при этом законодательство государств их проживания и нормы международного права.
Подготовила Полина Коваленко
Начало: О Прибалтике и зарубежном опыте: «Большое интервью» с Александром Удальцовым. Часть 1