Последний футурист: умер Пьер Карден

0

Его творения неразрывно связаны не просто с историей моды — он, один из немногих кутюрье, действительно вписал свое имя в историю самого ХХ столетия. Парадоксально, но именно поэтому ему пришлось некогда покинуть Синдикат высокой моды — он стремился одевать людей, глядя в будущее, а не в недра их кошельков. Сегодня Пьер Карден, один из величайших дизайнеров всех времен, скончался на 99-м году жизни. «Известия» отдают дань памяти Мастеру и другу.

Он прожил без малого век — и в это столетие уместил не просто большую, яркую, важную жизнь, но жизнь, наполненную работой, изменившей само наше понимание окружающего мира. Платья геометрической формы, пиджаки-«битловки», сапоги-чулки — список может оказаться долгим, ведь Карден создал и запатентовал более 500 разнообразных предметов одежды и дизайнерских находок. Всю свою творческую жизнь он предпочитал смотреть в будущее, не оглядываясь на традиции Синдиката высокой моды, диктовавшего строгие правила. Именно поэтому он в 1965 году и покинул эту организацию — к тому времени у него уже было имя, не нуждавшееся ни в чьем «благословении».

Александр Васильев, историк моды:

Он прожил почти век — прекрасный возраст для великого вдохновителя моды. Успел всё, создал большое количество вещей, причем очень практичных.

Благодаря ему мир надел водолазку, он подарил женщинам черные колготки, кожаную мини-юбку, сапоги-чулки. Плащ из кожзаменителя, приобретший необыкновенную популярность, тоже его изобретение, как и солнцезащитные очки особой формы, круглые карманы, декоративные молнии.

Он был необыкновенно талантлив, и его вдохновляли талантливые люди. Его музами были замечательная актриса Мишель Морган и неповторимая Майя Плисецкая. Для нашей великой балерины он создавал и театральные костюмы, в том числе одевал ее знаковые балеты — такие как «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой».

Он был также выдающимся организатором. Создал театр, в котором выступали ведущие актеры мира. Там артисты театра «Ленком» с триумфом показывали «Юнону и Авось» Марка Захарова. Он спас от разорения эпохальный ресторан «Максим» и сделал из него не только модное место, но и музей ар-нуво. Я лично его знал, часто встречался, ужинал с ним. Могу сказать со всей определенностью: этот человек видел будущее.

Фото: ТАСС/AP Photo/Margaret PfeilФранцузский модельер Пьер Карден вместе со своими моделями в Кельне, 1983 год

Он первым в 1960 году представил отдельную мужскую коллекцию, смело сломав парадигму моды как искусства «для дам», и первым начал экспериментировать с джинсовой тканью, столь любимой молодежью с тех самых пор. «Я всегда думал о будущем и творил для молодежи», — говорил он уже на склоне лет и ни капли не преувеличивал. Вместе с Андре Куррежем и Пако Рабаном он восстановил из послевоенного пепла французскую haute couture; но в отличие от коллег пошел еще дальше — он понес чувство стиля туда, где на него элементарно никогда не хватало денег. Рабочие кварталы, студенческие общежития — благодаря широкому подходу Кардена к правам на использование его имени вещи с маркой Pierre Cardin стали доступны тем, кто никогда и помыслить не мог о подобном приобретении. Его часто ругали за столь вольный подход и даже укоряли в алчности — в конечном счете, прав оказался он, приучив массы к тому, что одежда должна быть не только удобной и утилитарной, но и красивой. Успех нынешних модных массовых брендов во многом зиждется именно на тех давних лицензиях, которые Карден щедро продавал по всему миру в 1970-х и 1980-х.

Игорь Гуляев, дизайнер:

С большим уважением отношусь к творчеству Пьера Кардена. Дизайнер он мощный, серьезный. Это та школа мастерства, которая мне очень нравилась. Мы его знали благодаря Вячеславу Михайловичу Зайцеву, с которым Карден дружил, с которым у него было много общего в творчестве. Когда я впервые узнал о Кардене, мне было лет 14–15. Потом, уже став дизайнером, видел его и в Москве, когда он сюда приезжал, и в Париже.

Карден — человек, который привил нам чувство вкуса, своим творчеством показал, что значит класс, уровень. Ни разу за всю свою жизнь вне зависимости от перемен в мире он не предал себя. Всё, что делалось под брендом Pierre Cardin, всегда было достойным, правильным, классным. Он дал нам ту моду, которую сегодня почти не увидеть у многих дизайнеров и модельеров в индустрии. Сегодня мода стала быстротечной, удобной и простой. С одной стороны, это комфортно, демократично и хорошо. С другой — так хочется снова увидеть коллекции мировых модных домов, пропагандирующих уровень и красоту.

Сделав мужскую моду частью искусства haute couture, Карден всё же вдохновлялся женщинами — столь же великими, как он сам. Плисецкая, Жанна Моро, Марлен Дитрих — все они были для него и объектами обожания, и источниками вдохновения. Его геометрические платья, вызывающе игнорировавшие женскую фигуру, парадоксальным образом подчеркивали женственность. Но там, где другие искали женственности «вечной», Карден видел будущее — эти смелые андрогинные наряды во многом предвосхитили нынешнюю уличную моду-унисекс. Впрочем, он не ограничивал полет своей фантазии рамками модной индустрии, работая и в области промышленного дизайна. «Для большинства парижских кутюрье это хуже ереси», — говорил сам маэстро. Но он никогда не боялся, пожалуй, самого важного — нарушать все правила.

Он оставался «у руля» и тогда, когда большинство его ровесников ушло на покой, а многие — и навсегда. «Я просто люблю свою работу. Надеюсь, что даже умру, работая», — говорил он в 2003 году, отвечая на вопросы читателей «Известий». Ему почти удалось сдержать слово — Карден отошел от дел, только перевалив на десятый десяток. Сегодня великий модельер оставил этот мир — в котором, впрочем, останутся созданные Карденом очертания и краски.

Источник