29.12.2020
Александр Корнилов
Исполнительный директор Фонда поддержки и защиты прав соотечественников Александр Иванович Удальцов ответил на вопросы соотечественников, проживающих за рубежом, рассказал как его ведомство работает в чрезвычайных условиях пандемии и поделился некоторыми планами на будущее.
— Александр Иванович, прежде всего разрешите поздравить Вас с новым крайне важным и ответственным, но очень хлопотным назначением — руководить Фондом поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом. Вы блестящий дипломат, начавший свою деятельность, страшно представить, почти 50 лет назад. Для чего это Вам нужно? Новый жизненный вызов?
— Думаю, что это нужно не только мне: проработав более сорока лет во внешнеполитической службе, в том числе, послом в Латвии, Словакии и Литве, я приобрел немалый опыт общения и взаимодействия, что называется, на месте с нашими соотечественниками, и прежде всего по защите их прав и интересов. Как представляется, такая личная практика будет полезна и на новом посту.
— Пандемия корнавируса внесла больше перемены в нашу жизнь. Работникам Фонда пришлось буквально в авральном режиме менять подходы в работе. Несколько работников переболели коронавирусом, ушел из жизни высококлассный специалист, искренне любимый соотечественниками Владимир Павлович Иванов. Как Вы считаете, к настоящему времени Правфонд вошел в нормальный ритм работы? Как в связи с эпидемией изменилась работа Фонда?
— Вы правы: пандемия короновируса не обошла стороной и наш Фонд. Но, отмечу, что и в этот трудный период он не сбавлял обороты и обеспечил значительное увеличение объема работы по оказанию материальной поддержки соотечественникам и их организациям. В течение года проведено 16 заседаний Правления Фонда, заключено 110 Договоров о предоставлении соотечественникам грантов и субсидий. Продолжено издание двух юбилейных номеров журнала «Русская мысль» и трех книг; в том числе, приуроченных к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, модернизированы сайты Фонда и ВКС.
За эти месяцы удалось освоить и такие формы общения как проведение видеоконференций, одна — в июне, вторая — в декабре 2020 года.
Приобретенные в кризисный период навыки мы будем использовать и в послепандемийных ситуациях.
— Как правило, с приходом нового руководителя любое ведомство ждут большие перемены. В чем они будут заключаться? Не скажутся ли внутренние изменения на работе с соотечественниками?
— Перемен нам не избежать и это естественно: Фонд сравнительно молод, — в мае будущего года ему исполнится всего 10 лет, — условия его деятельности меняются где-то в позитивном, а где-то, к сожалению, в критическом плане. Все это диктует необходимость совершенствования работы нашей организации, обновления ее уставных документов, правил субсидирования, более глубокого мониторинга реального положения соотечественников в странах их проживания, большей скоординированности усилий профильных структур и организаций в России, задействованных на этом направлении. Впрочем, задумки и планы затрагивают и другие аспекты деятельности Фонда.
Хочу отметить, что при этом мы внимательно присматриваемся к советам и подсказкам наших клиентов и подопечных и рассчитываем на их помощь и в дальнейшем.
И последнее. Внутренние изменения должны отражаться на работе Фонда только в положительном ключе.
— Мониторинг нарушений прав соотечественников показывает, что основные небытовые, в том числе и систематические нарушения прав соотечественников, происходят в регионах бывшего СССР и Восточной Европе. В этой связи, возможно, стоит больше внимания уделять именно этим странам, по примеру Россотрудничества?
— Собственно так и происходит: львиная доля нашего времени и финансовых средств Фондом уделяется интересам российских соотечественников в странах бывшего СССР и Восточной Европы, что вполне понятно и объяснимо. В связи с этим никакая переориентация нашего внимания здесь не требуется, — оно приковано к тем государствам и регионам, где возникает больше всего проблем с россиянами и выходу из нашей страны. В то же время переводить проблематику положения соотечественников, проживающих в других странах и континентах, в разряд как бы второстепенных или менее значимых полагаю неоправданным.
— Каким направлениям Ваш Фонд планирует уделять наибольшее внимание? Какие проекты остались, с какими приходится пока повременить?
— В Уставе Фонда зафиксированы основные направления деятельности. В соответствии с ними приоритетное внимание уделяется обращениям соотечественников, которые нацелены на эффективное и конкретное решение задач в правозащитной сфере. Это и работа центров правовой помощи, и повышение правовой грамотности, и оплата юридических услуг по защите законных прав и интересов соотечественников, в том числе, в судебных инстанциях, и финансирование правовых рубрик в русскоязычных СМИ, и проведение различных форумов по правозащитной проблематике как на территории России, так и за рубежом, включая площадки авторитетных международных организаций. В Уставе Фонда отражены и другие направления, которые мы намерены более активно задействовать в нашей работе на соотечественном треке.
Нереализованными, к сожалению, остались проекты, проведению которых помешали, строги ограничительные меры в большинстве стран в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции. Так, например, на следующий год было перенесено большинство из запланированных международных конференций с участием организаций соотечественников.
Будет ли Правфонд уделить особое внимание поддержке региональных, местных СМИ соотечественников, которые, как правило, влачат жалкое существования? Планирует ли Фонд продолжать совместные проекты с зарубежными русскоязычными СМИ? Обратили внимание, что неплохо обновлен сайт Правфонда — это хороший знак.
— В Уставе Фонда предусмотрено взаимодействие с российскими и зарубежными СМИ. Региональные и местные СМИ соотечественников не являются исключением и с целым рядом из них мы взаимодействуем и сотрудничаем.
— Вместе с тем хочу отметить, что Фонд не может оплачивать деятельность тех или иных средств массовой информации, т.е. занимающихся коммерческой деятельностью. В то же время мы можем и готовы содействовать их работе в области защиты прав и интересов соотечественников, подготовкой и размещением в них правовых рубрик, комментариев, статей, интервью по правовым темам, ответов на вопросы.
— Онлайновые консультации, имеющие потенциально огромный охват, даже в постковидный период, кажутся намного эффективнее, чем консультации в офисе. Планирует ли Фонд поддерживать виртуальные правозащитные центры?
— Думаю, что в постковидный период целесообразно совмещать онлайн-конференции и общение, что называется «вживую». Каждая из этих форм имеет свои преимущества и необходимо их эффективно использовать.
Президент РФ Владимир Путин во время выступления на встрече с членами Совета по развитию гражданского общества и правам человека призвал жёстче реагировать на всё возрастающее ущемление прав российских журналистов за рубежом. Многие из нас до сих пор в шоке от недавней спецоперации латвийских спецслужб, устроивших настоящие пытки известным латвийским журналистам, вся вина которых состояла в написании статей для российских СМИ. Какие, на Ваш взгляд, есть рычаги реагирования и воздействия?
Руководитель Правфонда ответил на вопросы соотечественников, проживающих за рубежом— Работая послом в Литве, я воочию столкнулся с чисто издевательской политикой литовских властей в отношении российских журналистов и их полным неприятием подходов, трактовок, оценок подавляющего большинства наших СМИ (правда, из них в силу «своей» линии пользуются симпатиями в Вильнюсе), вопросов истории и состояния российско-литовских отношений, итогов Второй мировой войны, внешнеполитических шагов Москвы т.д.
Впрочем, такой борьбой с объективным, нередко альтернативным изложением бытия увлечены не только власти предержащие в Литовской Республике. Объясняю это явление во многом несостоятельностью местного медиапространства, зашоренностью журналистского корпуса, подогреваемый сверху, нежеланием воспринять альтернативную точку зрения.
Что касается рычагов реагирования и воздействия, то они есть у любого уважающего себя государства, а у России тем более. Они могут быть зеркальными, симметричными, асимметричными и любыми другими. Собственно, наша страна уже использует этот принцип и слова Президента нашей страны, упомянутые Вами, надеюсь, будут способствовать более активному использованию этого принципа. К тому же, российские журналисты – это далеко не единственный объект нападения русофобских властей Прибалтики в их « восточной политике».
— Чем занимается возглавляемая Вами Российская ассоциация прибалтийских исследований (РАПИ)?
— Российская ассоциация прибалтийских исследований (РАПИ) – это профессиональное объединение исследователей современного состояния и истории государств Прибалтики. В сферу ее деятельности входят и вопросы изучения взаимодействия между Россией и Евросоюзом, НАТО в той части, в которой это связано с Балтийским регионом. РАПИ занимается не только научной деятельностью, но и экспертным обеспечением российской внешней политики. На данном направлении Ассоциация представляет собой объединение ученых, имеющих масштабный академический опыт, соответствующие ученые степени и звания.
— Правфонд поддерживает россиян с российской пропиской, находящихся по тем или иным причинам вне России или работает только с соотечественниками, постоянно проживающими за рубежом?
— Под «россиянами с российской пропиской» Вы, очевидно, подразумеваете граждан Российской Федерации, находящихся за рубежом в командировке или на отдыхе, и не имеющих правовых оснований для длительного пребывания в данном государстве. Возникающие у таких сограждан проблемы призваны решать, прежде всего, российские дипломатические и консульские учреждения, что заметьте, и происходит.
В названии уже нашего Фонда отфиксировано, что он оказывает поддержку соотечественникам, постоянно проживающим за рубежом. К ним относятся и граждане страны пребывания, и граждане России, и т.н. «неграждане». Таких лиц, отмечу, в мире насчитывается порядка 30 миллионов! И тем не менее, назовем наш Фонд так – ФПС, готов и оказывает помощь «соотечественникам с пропиской» в тех формах, которые предусмотрены его Уставом.
— В год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, если позволите личный вопрос, кого из своих родных Александр Иванович Удальцов вспоминает 9 мая?
— В День Победы я вспоминаю, прежде всего, своих родителей. Отец был призван в армию в 1940-м году, прошел всю войну и закончил ее в звании капитана. Мать была лейтенантом медицинской службы, имела боевые награды и встретила Победу в Берлине. Последние годы я принимал участие в Вильнюсе в марше «Бессмертный полк» и нес портреты своих родителей – фронтовиков.
Руководитель Правфонда ответил на вопросы соотечественников, проживающих за рубежомАлександр Иванович Удальцов (род. 5 июля 1951) — советский и российский дипломат. Чрезвычайный и полномочный посол (2004). С 2020 года Председатель Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом. Председатель Российской ассоциации прибалтийских исследований.
Биография
Окончил исторический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (1973) и Дипломатическую академию МИД СССР (1985). На дипломатической работе с 1973 года.
В 1992—1994 годах — заместитель начальника управления Департамента Европы МИД России.
В 1994—1996 годах — заместитель директора Второго Европейского департамента МИД России.
С 25 ноября 1996 по 13 февраля 2001 года — Чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Латвии.
С марта по июль 2001 года — исполняющий обязанности директора Второго Европейского департамента МИД России.
В 2001—2005 годах — директор Второго Европейского департамента МИД России.
С 16 июня 2005 по 20 апреля 2010 года — Чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Словакии.
В 2010—2013 годах — посол по особым поручениям МИД России.
С 1 октября 2013 по 16 октября 2020 года — Чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Литве.
Семья
Женат, имеет сына и дочь.
Александр Иванович — сын посла СССР в Греции Ивана Ивановича Удальцова и внук ректора МГУ Ивана Дмитриевича Удальцова.
Мать — Агния Сергеевна Удальцова, участница Великой Отечественной войны. Награды:
Орден Красной Звезды Орден Красной Звезды
Медаль За боевые заслуги Медаль «За боевые заслуги»
Сестра, Маргарита Ивановна Удальцова — научный сотрудник.
Награды
Благодарность Президента Российской Федерации (17 июля 2000) — За большой вклад в организацию празднования 55-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов и защиту прав ветеранов-соотечественников, проживающих в Латвии.
Орден Дружбы (2 февраля 2009) — За большой вклад в реализацию внешнеполитического курса Российской Федерации, многолетнюю безупречную дипломатическую службу.
Орден Двойного белого креста II степени (15 апреля 2010, Словакия).
Знак отличия «За безупречную службу XL лет» (23 июня 2014)
Подготовил Александр Корнилов
Baltija.eu