Весной российские школьники проучились в удаленном формате почти 3 месяца. Уже тогда врачи и психологи говорили об ухудшении психологического состояния ребят и появлении проблем со здоровьем.
— С одной стороны, сейчас детям немного проще, чем весной, нет строго режима самоизоляции, они могут спокойно гулять на улице, — рассказывает школьный психолог Татьяна Горбатенко. – Но с другой, весной впереди ребят ждали продолжительные летние каникулы, и тогда всем казалось, что весь этот кошмар скоро закончится.
Сейчас же никто толком не знает, какая учеба ждет нас даже в январе. Большинство ребят к концу декабря были вымотаны до предела. Нагрузка на дистанционке, несомненно, значительно выше, чем во время традиционного обучения.
Из-за того, что учителя по СанПиН не могут проводить все уроки в онлайн формате, часть материала остается для самостоятельного обучения и объем домашних заданий тоже прилично увеличивается.
Я знаю, что на удаленке у нас в школе даже шестиклассники стали сидеть за уроками до 11-12 ночи. Многие ребята от усталости и апатии стали списывать домашние задания у приятелей, хотя раньше никогда в этом замечены не были. За новогодние каникулы полноценно восстановиться, как летом, дети не успеют. В результате, если дистант продолжится, ребята начнут опять выбиваться из сил уже к середине февраля, а, значит, и качество обучения неминуемо будет падать.
По словам Татьяны Горбатенко, сильнее всего дистанционка ударила по социальным процессам. Сейчас дети очень много теряют от отсутствия общения, взаимодействия с педагогами, ребята не могут выполнять совместные проекты, принимать участия в школьных спектаклях и конкурсах. Это серьезная проблема. При этом власти, вводя ограничения, не предлагают механизмов для ее решения.
— Педагоги нашей школы считают, что если дистанционка продлится до конца учебного года, то восполнить упущенное будет уже невозможно, — говорит психолог. – При этом требовать от детей еще большей отдачи попросту бесполезно.
Многих из них на самом деле сейчас нужно не учить, а развлекать, чтобы вернуть ребятам желание вообще к чему-то стремиться, вытащить их из состояния апатии. Конечно, многое в этом году зависит и от поддержки со стороны семьи. Если родители спокойны, стараются во всем поддержать ребенка и помочь ему пережить этот непростой период, школьнику будет значительно легче.
Медики полагают, что отчасти проблемы со здоровье у школьников в период дистанционки возникают из-за психологического состоянии ребят.
— Многие родители жалуются, что после начала дистанционки детей стало невозможно вытащить на улицу, даже на короткую прогулку рядом с домом, — говорит педиатр Татьяна Немоловская. – Иногда детей сложно заставить даже вылезти из постели и снять пижаму. В результате школьнике во время онлайн-учебы набирают лишние килограммы, страдают от головных болей из-за нехватки кислорода, у детей появляется тахикардия.
Весной часть родителей из крупных городов смогли увезти детей на дачу, сейчас зимой практически все находятся в ограниченном пространстве квартир. Кроме того, далеко не у всех школьников дома есть правильно оборудованное рабочее место, из-за этого портится осанка и появляются проблемы с позвоночником.
Естественно, многочасовое сидение за компьютером сильно бьет и по зрению, еще с весны детские офтальмологи отмечают резкий рост количества пациентов. Разумеется, чем дольше будет продолжаться удаленка, тем больше детей столкнется с теми или иными проблемами со здоровьем.
Еще до пандемии в крупных городах в начальной школе у нас практически не было детей с 1 группой здоровья. В то время как в начале 90-х годов 2-я, а уж тем более 3-я группа встречались не так часто. Боюсь, что, если онлайн учеба затянется, здоровых детей вообще не останется.