В январе 1996 года сотни хорошо вооруженных боевиков совершили нападение на Кизляр в Дагестане, тогда в заложниках оказались около 3 тысяч человек. Властям удалось убедить их обменять детей и женщин на добровольцев, а позднее покинуть республику. Но по пути командир террористов Салман Радуев изменил план и захватил село Первомайское, которое штурмовали в течение нескольких дней. Подробности этих событий решили вспомнить журналисты российского агентства «РИА Новости».
Изображение взято с: wikimedia.org
Данные события начались 9 января утром. В тот день около трех с половиной сотен террористов под руководством полевого командира Салмана Радуева, совершили нападение на вертолетную часть, располагавшуюся на окраине Кизляра. Федеральные войска к тому времени уже обладали оперативной информацией о том, что бандиты готовят новые вылазки, поэтому на всех военных объектах была выставлена усиленная охрана. Ожидали появления боевиков, в том числе, и на вертолетной базе, поэтому их атака довольно быстро захлебнулась, а потому террористы начали действовать по привычному для них сценарию – взяли в заложники детей и женщин. Было захвачено родильное отделение городской больницы, которая располагалась неподалеку от части. Примечательно, что всего за год до этого к такой же стратегии прибег другой известный полевой командир Шамиль Басаев, захвативший роддом и получивший за это прозвище Гинеколог. Басаеву, к слову, в тот раз удалось уйти. Поэтому силовики все еще думают, что Радуев планировал повторить этот трюк.
В результате в заложниках оказались порядка 3 тысяч человек. Уже на следующий день напряженных переговоров с представителями властей боевики согласились обменять детей и женщин на местных добровольцев: местных жителей, журналистов, депутатов и всех, кто согласился сопроводить их по дороге в Чечню. Но по пути к границе с республикой Радуев внезапно передумал и, несмотря на имевшиеся договоренности, не стал высаживать заложников из автобусов. Вместе с ними он направился к поселку Новогрозненск. Военные пытались остановить движение колонны, для чего сделали предупредительный выстрел из вертолета, что и вынудило полевого командира развернуть транспорт и остановиться в поселке Первомайское. До границы с Чечней он не доехал менее километра.
Из Первомайского террористов выбивали довольно долго – бои в окрестностях поселка продолжались три дня, 15-17 января. Военные никак не могли взломать оборону боевиков, причем, потери были с обеих сторон. Многие понимали, что боевики однажды решатся идти на прорыв, однако перекрыть все пути отхода на местности оказалось чрезвычайно сложно. Выходя из Первомайского террористы под командованием Радуева наткнулись на бойцов 22-й бригады спецназа. Как вспоминают очевидцы, в месте столкновения велся шквальный огонь из огромного количества стрелкового оружия. В том же бою погиб начальник разведки Александр Стыцина. Получив смертельное ранение, офицер занял место убитого террористами пулеметчика и прикрывал отход бойцов.
К утру на поле боя насчитали свыше шести десятков трупов террористов, в основном наемников из арабских стран и Украины. Самому Радуеву удалось уйти, его арестуют только весной 2000 года и приговорят к пожизненному лишению свободы, а спустя пару лет он скончается от инсульта в колонии «Белый лебедь». В общей сложности во время проведения спецопераций в Дагестане силовикам удалось уничтожить полторы сотни боевиков. Кроме того, в этих столкновениях погибли более десяти заложников, а также около трех десятков российских военных. Еще несколько десятков тех штурмов получили самые разные ранения.