В Крещенские праздники многие окунаются в прорубь, причем независимо от религиозных убеждений. Врачи и раньше предупреждали об опасностях купания в ледяной воде, особенно когда речь идет об единоразовом нырянии. А в этом году к этим опасностям добавилось еще и угроза подцепить ковид.
Представители Роспотребнадзора в ряде регионов отмечают, что запрет на купания они вводить не планируют, но рекомендуют воздержаться, добавляя, впрочем, что все зависит от «возможности организовать на объектах условия, соответствующие санитарным нормам».
Однако несмотря на рекомендации, паблики в разных точках страны полны объявлений о наборе в туры желающих искупаться в проруби.
– Обычно набирается 20 человек, в этом году прогнозируется столько же, – рассказывает представитель турфирмы из Уфы Эльвира, ежегодно организующая крещенские купания в Красноусольских источниках. – Мы будем соблюдать все меры безопасности: в автобусе – маски, при купании – соцдистанция.
Виктор Андронов из Санкт-Петербурга, руководитель движения «Энергия жизни», имеющий опыт работы санитаром в красной зоне, – приверженец закаливания и ЗОЖ: «Сам купаюсь ежегодно и собираюсь купаться и в этом году, так как место, куда мы приходим 10 лет подряд, комфортно и безопасно, и официально разрешено. Все, что основано на православных традициях, приносит пользу здоровью и духу. У большинства моих единомышленников настрой бодрый. Конечно, будем серьезно думать о том, чтобы соблюсти все меры безопасности в раздевалках».
В Российском Союзе спасателей, который обеспечивает безопасность во время купаний, нам рассказали, как они пройдут в этом году:
– Мы уже получили расписание, где, на каких объектах в Москве мы будем дежурить, это 25 объектов, – сообщил Советник Председателя Исполкома Россоюзспаса Владимир Федорович. – Например, в САО, за который я отвечаю, это Головинские пруды, в парках «Левобережный», «Академический» (рядом с Тимирязевской академией), на станции «Центральная» в пойме Москвы-реки.
Крещенские купания организуются так: ставится палатка с обогревом для переодевания, прорубаются купели, в них делают специальные сходни, проход застилается сеном, чтобы народ не скользил. Купели стараются делать проходными, объясняет Владимир Федорович, по одной лестнице человек спускается, по другой – выходит. Окунаются по одному человеку. Рядом с купелью дежурят спасатели в специальных водолазных костюмах, чтобы сразу нырнуть, если кому-то понадобится помощь. Священники освящают воду в каждой купели и присутствуют при купании.
– В этом году из-за коронавируса в раздевалках будут нанесены разметки для соблюдения соцдистанции, – говорит спасатель. – Я думаю, что народу придет столько же, сколько и в прежние годы, все устали от пандемии.
Но медики предостерегают – в пандемию последствия могут быть самыми плачевными. Врач-инфекционист Новосибирского Центра новых медицинских технологий Петр Гладкий уверен, что разрешать в этом году массовые купания крайне неосмотрительно, и их следует отменить: «Нельзя представить, что будет соблюдаться соцдистанция или что люди будут в масках. Что касается мороза, то все вирусы, и коронавирус в частности, прекрасно переносят холод. К тому же кто-то из купающихся может находиться в конце инкубационного периода и не знать, что заболевает ковидом, а тут еще добавляется фактор переохлаждения, и на тот вирусный процесс, который у него только-только начался, наслоится, к примеру, бактериальная пневмония».
У богослова, философа и диакона Андрея Кураева свое отношение к этой традиции:
– Купание в Крещенской проруби относится к разряду народных забав. Церковным священнодействием является освящение воды, в том числе, и в проруби. Но дальше предполагается окропление этой святой водой, употребление ее в этот день, и потом в течение года. А то, что купающимся в этой проруби отпускаются грехи, это суеверие. Поэтому окунание в проруби – на личное усмотрение человека. Не мое дело и не дело церкви регламентировать народные игры. Мы же не вмешиваемся в правила русского хоккея или лапты. Человек может, конечно, прийти окунуться в проруби, нужно смотреть, чтобы соблюдалась соцдистанция. Здесь каждый чем-то рискует. Но не надо считать, что этот риск приближает к Богу.