До выезда Дональда Трампа из Белого дома осталось всего несколько дней, однако его администрация и не думает сбавлять обороты. Так, госсекретарь Майк Помпео решил напоследок серьезно повлиять на судьбы разных стран мира: он объявил хуситских повстанцев в Йемене террористической группировкой, назвал Кубу государственным спонсором терроризма, а также рискнул позлить Китай, сняв ограничения на взаимодействие между американскими и тайваньскими чиновниками. Чего таким образом добиваются нынешние американские власти и к чему это может привести — в материале «Известий».
Источники терроризма
«Соединенные Штаты являются источником терроризма. Политика, проводимая администрацией Трампа, носит террористический характер. Шаг, предпринятый администрацией Трампа, свидетельствует о кризисе мышления», — с таким заявлением выступил член политического совета йеменского движения «Ансар Аллах» (хуситы) Мухаммед Али аль-Хуси, комментируя заявление госсекретаря США Майка Помпео. Он также добавил, что действия Вашингтона заслуживают осуждения, а хуситы, в свою очередь, «оставляют за собой право принятия ответных мер».
Дело в том, что 10 января глава Госдепа сообщил о намерении включить «Ансар Аллах» в список террористических организаций, который составляет внешнеполитическое ведомство США. По его словам, такое решение «предоставит дополнительные инструменты для противодействия террористической деятельности» «Ансар Аллах», которую, по версии Вашингтона, поддерживает Тегеран. Это, как считают в Белом доме, «будет способствовать прогрессу в преодолении нестабильности в Йемене». Включение в список террористических организаций означает, в частности, заморозку активов в США и запрет для американских граждан или компаний на ведение бизнеса с его фигурантами.
По словам президента и главного исполнительного директора Международного комитета спасения Дэвида Милибэнда, решение американской администрации делает «практически невыполнимой» работу сотрудников организации в Йемене. Это, в свою очередь, может привести и к гибели мирного населения.
Гражданская война в Йемене началась в 2014 году после того, как силы хуситов — вооруженной группировки шиитов-зейдитов, борющихся за автономию в государстве с суннитским большинством, — взяли город Амран на северо-западе страны. С тех пор борьба между силами шиитов, получающими поддержку из Ирана, и правительством Йемена, которому активно помогает арабская коалиция во главе с Саудовской Аравией, не прекращается. С самого начала конфликта большинство крупных городов взяли под контроль повстанцы-хуситы. Тем временем правительство, признанное ООН, контролирует лишь несколько крупных населенных пунктов. Сейчас страна помимо серьезных экономических проблем переживает гуманитарный кризис.
США и ранее вводили ограничительные меры против отдельных лидеров хуситов, однако это решение Госдепа фактически делает незаконным любое взаимодействие с этим движением, что, в свою очередь, препятствует доставке международной гуманитарной помощи в Йемен. Победивший на президентских выборах в США Джо Байден еще во время избирательной кампании заявил, что Вашингтон в случае его избрания прекратит поддерживать эту кампанию в Йемене. Конгресс США также призывает отменить последние действия администрации Трампа.
Куба — далеко
Госсекретарь Майк Помпео также вернул Кубу в список государств — спонсоров терроризма наряду с Ираном, Северной Кореей и Сирией. Это действие полностью противоречит шагам, которые предпринял 44-й президент США Барак Обама. Он стремился наладить дипломатические отношения с Гаваной, при нем в 2015 году страну исключили из списка спонсоров терроризма. Байден, вероятно, намерен продолжить политику разрядки, начатую Обамой, считает руководитель Центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН Виктория Журавлева. «Демократы как раз боялись тех действий, которые сейчас предпринимает Трамп, поскольку они будут мешать их деятельности. Внесение Кубы в список террористических государств точно может иметь последствия для администрации Байдена. Этот шаг нацелен на то, чтобы демократам было сложнее восстанавливать отношения с Гаваной», — рассказала американист «Известиям».
Глава комитета по международным делам палаты представителей Грегори Микс раскритиковал «лицемерие администрации Трампа», которая нецелесообразно использует список государств — спонсоров терроризма. Конгрессмен выразил надежду, что новая администрация Джо Байдена сможет оспорить нынешние действия Госдепа.
Ничейная африканская земля
В последний месяц работы администрация Трампа решила также открыть дипмиссию в Западной Сахаре. Об этом Помпео рассказал в Twitter. «Счастлив сообщить, что мы начали процесс учреждения консульства в регионе, прямо сейчас мы открываем пост виртуального присутствия для Западной Сахары, деятельность которого будет сосредоточена на содействии экономическому и социальному развитию», — написал глава Госдепа, добавив, что скоро Вашингтон откроет там полноценно функционирующее дипломатическое представительство.
«Открытие нового антикитайского сезона»
Не остался без внимания и Китай, который команда Трампа в последние дни своей работы, очевидно, решила позлить. Так, США сняли все действовавшие последние 40 лет «добровольные ограничения» на сотрудничество с Тайванем. «Это динамично развивающаяся демократия и надежный партнер США, и тем не менее в течение нескольких десятилетий Госдеп вводил внутренние ограничения в вопросе регулирования взаимодействия наших дипломатов, военнослужащих и других официальных лиц со своими тайваньскими коллегами. Правительство США предприняло эти действия в одностороннем порядке, пытаясь задобрить коммунистический режим в Пекине. Больше этого не будет», — сообщается в заявлении Помпео. В Пекине раскритиковали эти слова, а также призвали США «воздержаться от дальнейших шагов по неправильному и опасному пути».
Вопрос, связанный с Тайванем, серьезно обостряет отношения Пекина и Вашингтона. Эта тема особенно чувствительна для Китая, считающего его своей неотъемлемой территорией. Дело в том, что все страны, имеющие дипломатические отношения с Пекином, подписались под принципом «одного Китая»: он предполагает отказ считать Тайвань независимым государством и прекращение всех официальных связей с островом. США, официально признавшие КНР в 1979 году, не стали исключением. Несмотря на то что в Вашингтоне старались лишний раз не дразнить Пекин, США тем не менее продолжали активно контактировать с Тайванем: Американский институт на Тайване фактически выполняет функции посольства. Кроме того, США регулярно поставляют Тайваню свои вооружения на миллиарды долларов.
Политика Помпео в отношении Тайваня и Китая — это продолжение риторики Трампа, считает Журавлева. «Это один из немногих вопросов, по которому позиции обеих партий сходятся. Демократы, скорее всего, будут продолжать в том же духе, что и республиканцы, может, даже больше. Идеологическая тема будет расширяться: попыток вмешиваться во внутренние дела и критиковать Коммунистическую партию Китая при демократах будет еще больше. Это такое открытие нового антикитайского сезона», — пояснила американист в беседе с «Известиями».
По мнению политолога, похожая ситуация будет и в отношениях с Россией. «Взять последние обвинения в хакерских атаках. Тон задан, дальше он будет поддерживаться демократической администрацией», — уверена специалист.
Заверено «печатью Трампа»
Команда Дональда Трампа и, в частности, Майк Помпео не скрывают, что своими действиями пытаются «связать руки избранному президенту США Джо Байдену», особенно когда речь идет о жесткой политике действующего президента в отношении Ирана и Китая, сообщает The Axios. Издание отмечает, что такие внезапные внешнеполитические кульбиты вызывают беспокойство представителей как Демократической, так и Республиканской партии в конгрессе, особенно учитывая, что у нынешней администрации осталось так мало времени до 20 января, когда состоится инаугурация Джозефа Байдена, а значит, нет возможности для тщательного планирования своих действий.
«Отсутствие межпартийного консенсуса, разное видение мировых угроз, разное понимание того, как с ними бороться, — это частный пример продолжающихся межпартийных распрей республиканцев и демократов. Так, республиканцы, пока они еще находятся у власти, пытаются протолкнуть ключевые пункты своей внешнеполитической повестки», — уверен научный сотрудник Центра ближневосточных исследований ИМЭМО РАН Алексей Давыдов. По мнению специалиста, то, что демократы предпринимали одни шаги, а республиканцы сворачивали эти инициативы, а теперь вновь придут демократы и откажутся от решений представителей Республиканской партии, может привести к серьезным имиджевым потерям для США. «По репутации США как договороспособного субъекта международных отношений будет нанесен серьезный удар. Результатом непоследовательности США и их недоговороспособности уже стало то, что европейцы стали активнее развивать тематику европейской безопасности без участия США — PESCO, а также систему обхода американских санкций. Появляются инструменты в системе международных отношений, которые обходят американоцентричную структуру международных связей», — отметил политолог в беседе с «Известиями».
Решения, о которых объявил Помпео в последний месяц, — это согласованная позиция администрации и Трампа, считает руководитель Центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН Виктория Журавлева. «Госсекретарь в США — в большинстве случаев продолжение президента. Возможно, есть и личные политические амбиции Помпео. Он еще довольно молодой политик и мог бы поработать со следующей республиканской администрацией. Но на всех, кто был с нынешним американским лидером все эти четыре года, лежит «печать Трампа». Помпео продолжает сохранять верность президенту-республиканцу, остается при нем, и все шаги, которые реализует сейчас, они в ключе администрации Трампа», — добавила эксперт.