Обвинение Азату Мифтахову построили на бровях: за что судят математика

0

«Уравнение с четырьмя известными»

Поздним вечером 30 января 2018 года группа молодых людей подошла к офису партии «Единая Россия» на Онежской улице в Ховрино. Кто-то из компании разбил молотком окно и бросил в помещение дымовую шашку. Кроме оконного стекла пострадал линолеум в офисе. В том месте, куда угодил файер, напольное покрытие оплавилось. Ущерб единороссы оценили в 48 тысяч рублей.

Решение этой задачки поначалу казалось простым и понятным. 2 февраля в соцсети появилось видео с разбитым окном. Ролик был размещен в официальной группе анархистского движения «Народная самооборона».

СПРАВКА «МК»: «Народная самооборона» — анархистское движение. Включает в себя общественно-политическую организацию непартийного типа и медиаплатформу. Активисты движения занимаются защитой жильцов выселяемых общежитий, борьбой с коллекторами и работодателями – зарплатными должниками. 

Правоохранительные органы связывают участников движения с «нападениями на административные здания и государственные учреждения в целях дестабилизации социально-политической обстановки в России и осуществления неконституционной смены власти путем организации в городе Москве массовых беспорядков по сценарию «цветных революций»».

Лидером считается Святослав Речкалов. В марте 2018 года он был задержан по делу о нападении на офис «Единой России». После освобождения получил политическое убежище во Франции. В «Едином федеральном списке организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими», а также в «Перечене НКО, ликвидированных в соответствии с ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» на момент публикации организация не значится».

По факту нападения на партийный офис возбудили уголовное дело. Первоначально полиция квалифицировала действия нападавших как вандализм (статья 214, часть 1 УК РФ). 

В скором времени по подозрению в причастности к инциденту были задержаны Елена Горбань и Алексей Кобиадзе. Молодые люди признали вину. Горбань рассказала следствию, что разбила окно в офисе «Единой России» именно она. Позже в дело добавились еще двое фигурантов, Андрей Ейкин и Святослав Речкалов. Последний утверждал, что к нему во время допросов применялось насилие и пытки.

В результате Речкалов и Кобаидзе покинули Россию. «Живых» обвиняемых в деле осталось двое: Елена Горбань и Андрей Ейкин. С таким составом фигурантов дело дожило до сентября 2018 года, после чего было приостановлено «для обеспечения участия в деле остальных подозреваемых».

Напомним, всего в списке было четыре человека. На тот момент казалось, что дело затормозили ради розыска Кобаидзе и Речкалова. Но они возвращены в страну так и не были. Тем не менее, работа следствия внезапно возобновилась в начале февраля 2019 года.  С того момента, как в деле появилась фигура Азата Мифтахова.

СПРАВКА «МК»: «Азат Мифтахов — российский математик, аспирант механико-математического факультета МГУ. Родился 22 марта 1993 года в городе Нижнекамск (Татарстан). В раннем возрасте увлекся математикой. С пятого класса участвовал в математических олимпиадах. 

Автор научных публикаций с 2016 года. Находясь под стражей, продолжил деятельность ученого. В июне 2019 года в журнале «Доклады Академии наук» опубликована работа Азата Мифтахова «Дифференциальные свойства полугрупп и оценки расстояний между стационарными распределениями диффузий». В декабре 2020 года — препринт статьи «Модуль непрерывности для последовательности мартингалов».

— На конец сентября 2018 года собранных доказательств по делу хватало, чтобы передать его в суд с тем составом лиц, который на тот момент имелся – говорит защитник Мифтахова Светлана Сидоркина, — Однако, очевидно, следствию показалось этого недостаточно. Они притянули в дело Азата Мифтахова.

«214 минус один равно семь»

С момента появления в деле Азата Мифтахова траектория событий изменилась до неузнаваемости. Статья «вандализм» (преступление небольшой тяжести, до трех месяцев ареста) вдруг превратилась в «хулиганство группой лиц по предварительному сговору, совершенное по мотивам политической ненависти» (тяжкое, до семи лет лишения свободы). 

Все, кто впоследствии изучал дело аспиранта – от журналистов до известных на весь мир ученых математиков – задавали один и тот же вопрос: почему? Что стало причиной такого непримиримого желания следствия отнять от первоначального обвинения единицу, заменив легкую 214 статью на тяжкую 213-ю?

Не взлетел внезапно в цене сгоревший в офисе «ЕР» линолеум, не обнаружились пострадавшие, надышавшиеся продуктами горения. Никто от звона битого стекла не потерял сознание и не схватил приступ панической атаки. Никаких новых обстоятельств, позволивших бы переквалифицировать нападение на офис партии на более тяжкий состав, не было. Или были? 

Сам Азат Мифтахов уверен, что такое ужесточение в деле произошло именно из-за него. Хронология событий намекает, что, вероятно, логика в этом есть. Аспирант мехмата уже был «на карандаше» у силовиков, проблемы с законом у него действительно имелись. В 2017 году Мифтахов с приятелями гуляли по 3-й Тверской-Ямской улице в Москве и разбили камеры уличного видеонаблюдения. Одному из догнавших их полицейскому парни брызнули в лицо из баллончика. Сотрудник МВД получил ожоги век и глаз, против Мифтахова и еще одного борца с «большим братом» завели дело. Тверской суд приговорил математика к штрафу в 45 тысяч рублей. 

Второй эпизод столкновения Азата с правоохранителями произошел за несколько дней до появления математика-анархиста в деле о разбитом стекле и паленом линолеуме. Его задержали по подозрению в изготовлении самодельного взрывного устройства. Взрывчатку силовики нашли в Балашихе. 

1 февраля 2019-го в общежитие МГУ, где жил Мифтахов нагрянули оперативники. В ходе обыска (он был вторым по счету, первый случился несколькими неделями ранее, но Мифтахов  тогда был на математическом конгрессе в Нижнем Новгороде) изъяли несколько мобильных телефонов, ноутбук, личные вещи математика, а самого аспиранта отвезли в отделение полиции. 

Там Азат якобы признался в изготовлении так называемой «кисы» — жидкого нестабильного взрывчатого вещества. По соцсетям гуляет видео, на котором Азат говорит об успешно испытанной взрывчатке и о том, что ему «понравилось, потому что получилось».

Адвоката к задержанному пустили далеко не сразу. А когда пустили, на груди Мифтахова красовался след от шуруповерта, а на ухе был виден свежий синяк. По факту применения насилия во время задержания и допроса защита аспиранта подала заявление в Следственный комитет.

— По этому заявлению последовали отказы в возбуждении уголовного дела, которые неоднократно обжаловались. Один отказ отменили в связи с неэффективностью следствия. Однако затем вновь последовал отказ. Это долгоиграющая история, — посетовала Сидоркина.

4 февраля следователи вышли в Балашихинский горсуд с ходатайством об аресте Мифтахова, однако в итоге лишь получили от судьи отсрочку на 72 часа для сбора доказательств. Очевидно, найдены они так и не были. 7 февраля Азат Мифтахова  отпустили из отдела полиции в Балашихе — и тут же вновь задержан. Теперь уже по делу о разбитом окне в Ховрино. Его отвезли в Москву и предъявили новое обвинение. 12 февраля 2019 года Головинский суд столицы отправил математика под арест. В «Бутырке» аспирант находится по сей день.

Признавшая вину в нападении на офис «Единой России» анархистка Елена Горбань заявляла, что Мифтахов в акции не участвовал. По словам девушки, его вообще не было на Онежской улице в тот вечер, когда она с единомышленниками-анархистами била стекла.

Уличные камеры видеонаблюдения тоже не порадовали детективов уличающей аспиранта картинкой. Свидетелей и очевидцев, способных подтвердить присутствие Мифтахова на месте преступления и какую-либо его активную роль, в тот момент тоже не нашлось.

Тем не менее, дело не развалилось. Напротив, лицо Мифтахова замелькало в новостях, а телеграм-канал «Опер слил» развернул против него масштабную информационную кампанию. На канале появилось видео, снятое в некоем помещении. Закадровый голос комментирует, что это подсобное помещение в МГУ. В фокусе появляется молодой человек с рюкзаком.

Съемка не лучшего качества, но черты лица Азата Мифтахова на видео действительно угадываются. Молодой человек вытаскивает из рюкзака какую-то банку и пытается ее спрятать, моет что-то в раковине, блуждает по комнате. Не находит подходящего тайника, убирает емкость обратно в рюкзак и уходит из помещения. Голос за кадром заявляет, что в банке та самая «киса» — взрывчатка, за которую пытались привлечь математика.

На следующем опубликованном видео – допрос аспиранта полицейскими из Балашихи. Мифтахов признается в изготовлении и испытаниях «кисы», а также рассказывает, что наглотался таблеток из-за страха пыток. На вопрос оперативника, пытали ли его на данный момент, парень заторможено отвечает, что нет, сейчас его не пытают.

Следом на том же канале появился совсем уж мерзкий вброс. В сеть были слиты фотографии интимного характера с Мифтаховым в главной роли. Весь этот контент, кроме последней порции, разумеется, может иметь отношение к делу об изготовлении взрывчатки. Но оно закончилось, не успев начаться. Ясности в дело о разбитом окне и несчастном куске обгоревшего линолеума эти видеозаписи не добавляют. Ладно бы еще в офис правящей партии забросили именно банку с той самой «кисой». Так ведь нет.

«Секрет выразительных бровей»

«Колоссальное значение сейчас приобретают брови». В разрезе дела Мифтахова эта крылатая фраза из кинофильма «Служебный роман» заиграла совсем в другом свете. Именно брови аспиранта, а не отпечатки пальцев на орудии преступления или записи с камер видеонаблюдения, стали ключевой уликой в уголовном деле.

Оговоримся: записи с уличных камер в деле все же есть. И человек, которого следствие считает Мифтаховым, на записи есть. Правда, видео это снято за полкилометра от места преступления и час до инцидента.

На других кадрах, подходящих по времени и локации, видны только Андрей Ейкин, Елена Горбань и Алексей Кобаидзе. Но они-то и вины своей не отрицают. А про Мифтахова как один говорят: не было его там. Тем не менее, Азата Мифтахова опознал некий свидетель Андрей Петров. Опознал удивительно, по одним только бровям.

Этот персонаж сам по себе – уравнение с тремя неизвестными. Во-первых, не известно, откуда он взялся. В уголовном деле свидетель возник спустя год с лишним после того, как в окно офиса «Единой России» был кинут фальшфейер.

Во-вторых, не известно, что мешало ему дать показания раньше. Сам господин Петров путанно объяснял в протоколах, что сначала у него разрядился телефон, а потом он об инциденте с разбитой форточкой вообще забыл. Вспомнил, только, увидев Мифтахова по телевизору в сюжете новостей. Петрова внезапно осенило. В парне на экране он по «выразительным бровям» узнал именно того человека, который стоял неподалеку от дома, в котором расположен партийный офис.

Хоть дело и было больше года назад и поздним вечером в темноте, но озарение – дело почти мистическое и в математические формулы не укладывается. Зато в материалы уголовного дела при желании ложится с легкостью. По сути вся линия обвинения закручена именно вокруг показаний свидетеля Петрова и бровей Мифтахова. Доказательств, которые можно пощупать, осмотреть, предъявить для исследования экспертам – нет.

Наконец, третий «икс» в уравнении очевидца Петрова – это сам Петров. В действительности неизвестно, кто это такой. Личность его засекречена, а «Петров» — это оперативный псевдоним. Разыскать таинственного «свидетеля бровей Мифтахова» тоже не представляется возможным.

— 15 января 2020 года секретный свидетель Петров умер, — говорит адвокат Светлана Сидоркина, — Это стало известно, так как секретный свидетель с такими же данными, проходящий по делу «Артподготовки» (организация признана экстремистской и запрещена в РФ – прим. авт.) тоже умер. Даты смерти в обоих делах совпадают.

В деле есть и еще один секретный свидетель. Он вполне себе жив и фигурирует под псевдонимом Караульный. Этого человека следствие бережет как зеницу ока. Даже допрашивался тайный свидетель во 2-м Западном окружном военном суде, а не в Головинском, где слушается дело аспиранта-анархиста.

По делу о нападении на офис «Единой России» Караульный допрашивался дважды и сильно менял показания. На первом допросе он уверял, что знает всех фигурантов дела лично и по фамилиям,  во второй раз признался, что это не так. При этом Караульный утверждал, что Мифтахов «призывал единомышленников не ограничиваться расклейкой агитационных материалов, постепенно повышая планку вплоть до проведения радикальных акций». Сам же аспирант на допросах говорил, что из всех участников акции в Ховрино лично знает только Елену Горбань. Девушка тоже заявляла о своем знакомстве с Азатом. Но подчеркивала, что он никогда не участвовал в политических акциях и интересовался больше литературой анархистского толка, чем активными действиями. Одним словом, Мифтахов был теоретиком. 

Правда, позиция аспиранта серьезно хромает в том, что он, по его словам, не помнит, что делал с 30 на 31 января 2018 года. Кроме того, в деле фигурирует переписка в мессенджере между участниками акции и неким человеком под ником «Grothendieck». Из показаний Алексея Кобаидзе следует, что этот человек передал им с Горбань фальшфейер для акции в офисе партии. Следствие считает, что под этим псевдонимом скрывается Азат Мифтахов. Однако прямых доказательств этого, как и связи математика с «Народной самообороной», нет. 

Сам Азат Мифтахов утверждал, что с движением не связан. Математик уверен, что причиной преследования стали его политические взгляды анархиста. 

Сочувствующие судьбе Азата Мифтахова грустно шутят: если дело не удается притянуть за уши, можно попробовать за брови.

«Он благодарит всех за помощь и поддержку»

В конце декабря гособвинение запросило шесть лет колонии общего режима для Азата Мифтахова. Это почти максимум: статья, по которой обвиняется анархист, предполагает санкцию до семи лет лишения свободы.

Под стражей аспирант содержится уже почти два года. Каковы шансы Азата Мифтахова? Самый позитивный прогноз – если он выйдет на свободу за фактическим отбытием наказания прямо из зала суда. Такой вариант возможен, если суд назначит наказание не более трех лет лишения свободы в колонии общего режима. В этом случае сработает правило Уголовного кодекса о зачете отбытого в СИЗО времени. Срок будет рассчитан по формуле «день за полтора»: день, прожитый в следственном изоляторе, засчитывается за полтора в колонии общего режима.

Однако защита Мифтахова на такой исход не надеется.

— С учетом того, что суд без конца продлевал срок содержания под стражей, положительных иллюзий я не строю. 29 декабря я виделась с Азатом в СИЗО, — добавила адвокат. — Он понимает, что не исключен обвинительный приговор и реальное лишение свободы. Он благодарит всех за помощь и поддержку.

Поддержку общественности аспирант действительно получил колоссальную. Сразу после его первого задержания в Балашихе группа коллег составила открытое письмо с требованием допустить к Мифтахову адвоката и провести беспристрастное и справедливое расследование и судебное разбирательство.

Подписи под письмом поставили более двух с половиной тысяч математиков и работников из иных областей науки со всего мира. Среди них ученые с мировыми именами: известный лингвист, профессор Массачусетского технологического университета (США) Ноам Хомский, главный научный сотрудник Математического института им. В. А. Стеклова РАН, академик Сергей Конягин, профессор Университета Торонто (Канада) Александр Браверман, главный научный сотрудник Математического института РАН, доктор физико-математических наук, президент Московского математического сообщества, академик Виктор Васильев. 

Письмо подписали ученые из университетов России, Бразилии, Франции, Канады, Великобритании – всего из 15 стран. Люди науки, привыкшие жить и работать по базовым законам логики, не понимают, как следствие умудрилось превратить преступление небольшой тяжести в тяжкое, добавив в дело лишь одного нового фигуранта и не раздобыв при этом новых улик. Ученые разгневались настолько, что потребовали от Международного конгресса математиков вмешаться в происходящее с их юным коллегой под угрозой бойкотировать следующее заседание конгресса в Санкт-Петербурге.

Инициативная группа МГУ также создала петицию в поддержку Азата Мифтахова. На момент написания этого текста под письмом подписи поставили 84960 человек.

Оглашение приговора по делу Азата Мифтахова, Елены Горбань и Андрея Ейкина было запланировано на 11 января в 12 часов. Выразить поддержку подсудимым пришли пенсионеры, студенты, неформалы с разноцветными волосами, сотрудники научных институтов и лабораторий. Но за минуту до «часа икс» помощник судьи Сергея Базарова объявила о переносе оглашения приговора. Причин сотрудники суда не пояснили. 

Разгоряченная публика даже не заметила, как полицейские увели в автозак бабулю, которая громче всех требовала свободы для подсудимых.  Толпа сочувствующих потихоньку разбрелась. Новая дата оглашения приговора назначена на 18 января, в полдень.

Первоисточник