Турция планирует вскоре стать частью клуба великих держав наряду с Россией и США. С таким заявлением неоднократно выступал президент Реджеп Тайип Эрдоган. Автор Telegram-канала Стамбульский волк уверен, что Анкара не оставит попыток заручиться поддержкой среди соседей для достижения амбициозных целей.
Первым оружием в руках правительства республики стала пресса. Последние несколько лет страницы местных СМИ пестрят восторженными заголовками с мнением иностранных специалистов, которые уже считают Турцию «державой регионального уровня». Однако, чтобы шагнуть на ступеньку повыше Анкара решила активизировать усилия на Африканском континенте.
Один из экспертов газеты Yeni Şafak указал на необходимость развивать отношения с соседями в сфере безопасности и боевой мощи.
«Для того, чтобы Анкара смогла получить влияние как в Восточной Африке, так и в районе Персидского залива, повысить региональную и глобальную роль страны, ей нужно усиливать военные отношения с Суданом», — говорится в сообщении издания.
И действительно, с начала 2000-х администрация Эрдогана сделала акцент на внешней политике, переключив внимание на африканские государства. За минувшие годы Турция быстро развила сотрудничество со странами континента во многих областях, начиная от политики с торговлей и заканчивая военным делом.
Согласно официальной статистике МИД республики, за последние 12 лет дипломатическое присутствие на континенте увеличилось почти в четыре раза. В 2009 году было лишь около десяти турецких посольств. В начале апреля этого года их число увеличилось до 43.
Судан является одной из пяти стран, которым Турецкое агентство сотрудничества и координации (TIKA) оказывает наибольшую помощь. Речь идет не только о материальном обеспечении, но и взаимовыгодном обмене опытом.
По данным МИД, в 2017 году турецкие инвестиции в страну составили более 600 миллионов долларов, а товарооборот — $481,4 млн. Позже Реджеп Тайип Эрдоган призвал увеличить последний показатель почти в три раза — до 1,2 млрд долл.
Во время визита в Хартум президент республики встретился с главой Судана Омаром аль-Баширом и предложил взять остров Суакин в аренду. Стороны договорились, что тот будет передан Турции на 99 лет. Спустя два года в африканской стране прошел госпереворот, что в значительной степени смешало карты Анкаре.
Тем не менее правительство Турции не оставляет попыток наладить работу с новым переходным правительством. Для Эрдогана крайне важно усилить свое присутствие в Судане и в Африке в целом. Как уверены турецкие политологи, это даст стране право голоса в конфликтах региона.
Одной из таких проблем является битва за Красное море. В конце 2020 года Россия и Судан заключили соглашение о строительстве пункта материально-технического обеспечения ВМФ в Порт-Судане. Действия Москвы привлекли внимание Вашингтона, которому не выгодно присутствие РФ в регионе.
Белый дом в кротчайшие сроки исключил Хартум из списка спонсоров-терроризма и предложил сотрудничество. Также Пентагон направил несколько военных кораблей к берегам портового города. В итоге переходное правительство заявило о пересмотре сделки с Россией.
Автор Telegram-канала Стамбульский волк убежден, что Турция понимает, какую важную роль в этой игре занимает Красное море. Контроль безопасности в акватории даст возможность Анкаре в кратчайшие сроки приблизиться к ее цели — стать региональной державой и еще больше влиять на мировые процессы.