Глава экспертной комиссии по реагированию на COVID-2019 государственного комитета по вопросам здравоохранения КНР Лян Ваньнянь сообщил в ходе пресс-конференции в Ухане (провинция Хубэй) по итогам расследования причин происхождения COVID-19, что на основе полученных эпидемиологических данных невозможно установить, насколько широко распространялся коронавирус в этом центральном китайском городе, до того, как был впервые обнаружен на одном из местных рынков.
При этом он отметил, что китайские специалисты проанализировали данные о статистике смертности за этот период, исследовали анализы на антитела в банках крови в Ухане, а также собрали сведения о пациентах, поступивших в больницы города с лихорадкой, пневмонией или гриппоподобными симптомами тяжелого острого респираторного заболевания, передает The Telegraph.
«Нет никаких признаков передачи вируса SARS-CoV-2 среди населения в период до декабря 2019 года, — отметил эксперт. – Основываясь на анализе данных эпиднадзора, мы считаем маловероятным, что какая-либо существенная передача инфекции SARS-CoV-2 происходила в Ухане в течение этих двух месяцев до обнаружения».
Многие случаи заболевания связаны с рынком морепродуктов Хуанань в Ухане, который, как предполагается, и стал первоначальным источником вспышки опасного заболевания. Тем не менее, заражение происходило и в других частях центрального китайского города.
«Сейчас невозможно определить, как вирус попал на рынок», — добавил Лян Ваньнянь. По его словам, китайские ученые вместе с коллегами из ВОЗ убедились, что в Хуанане «были следы вируса на поверхностях, и его могли занести как люди, так и животные, которыми торговали на рынке». Более того, профессор подчеркнул, что специалисты не нашли в дикой природе КНР коронавирус-предок SARS-CoV-2 . По его словам, попадание инфекции на рынок через летучих мышей маловероятен, так как, по всей видимости, существовал ее промежуточный резервуар.
«Пока что данные опросов и исследований свидетельствуют о том, что коронавирусы, наиболее тесно связанные с SARS-CoV-2 , обнаруживаются у летучих мышей и ящеров. Это позволяет предположить, что как раз эти животные могут быть переносчиками заболевания, — считает Лян Ваньнянь. – Однако вирусы, до настоящего времени выявленные у каждого из этих видов, не являются достаточно похожими на SARS-CoV-2 , чтобы считаться его прямыми предками».
Вместе с тем профессор заявил, что инфекция, способная вызвать глобальную пандемию, непременно должна обладать способностью хорошо приспосабливаться к среде обитания человека^ «Эта способность может быть приобретена случайно или постепенно развиваться, но каждый шаг извлекает выгоду из естественного отбора».
Китайский ученый добавил: «Высокая восприимчивость норок к коронавирусу показывает, что другие виды животных – к примеру, собаки или кошки – могут являться его потенциальными резервуарами».
В свою очередь глава делегации ВОЗ, эксперт по зоонозным инфекциям (передающимся человеку от животных) и продовольственной безопасности Питер Бен Эмбарек заявил, что гипотеза о появлении пандемии COVID-19 в результате лабораторной утечки также является «крайне маловероятной»: «Таким образом, она не будет использоваться в нашей дальнейшей работе над изучением того, откуда произошел COVID-19». Эмбарек сообщил, что в ходе независимого расследования ученые отработали четыре версии передачи коронавирусной инфекции человеку — от животного, промежуточного звена, замороженных продуктов, а также из-за утечки в лаборатории. И, по его мнению, наиболее вероятной из них считается именно передача инфекции от животного к человеку через промежуточное звено. «Нам нужно провести больше исследований видов животных, которые могли бы быть резервуаром или могли бы действовать как резервуар — не только в Китае, потому что здесь уже многое было проверено», — считает эксперт.
Группа экспертов ВОЗ прибыла в Ухань для установления происхождения коронавируса нового типа 14 января. В ходе визита специалисты посетили уханьский рынок морепродуктов, Центр по контролю и профилактике заболеваний в Ухане, несколько местных инфекционных больниц, а также Уханьский институт вирусологии. Между тем, аналитики указали на явный конфликт интересов, поскольку один из ведущих членов миссии ВОЗ в Китай Питер Дашак раньше рулил финансированием Уханьского института вирусологии, откуда, как предполагали, могла произойти утечка коронавируса, и имел прямое отношение к работам по модифицикации коронавирусов летучих мышей под человеческий организм. Подробнее об этом читайте в материале «Вокруг улик о коронавирусе в Ухане разгорелся дикий скандал»
«Коронавирус создан искусственно»: фото работы института в Ухане
Смотрите фотогалерею по теме