Из сообщения на сайте Министерства здравоохранения Московской области следует, что женщину, страдающую сахарным диабетом, доставили в Видновскую больницу. «Легкие пациентки были полностью поражены, женщина задыхалась и была немедленно подключена к аппарату неинвазивной вентиляции легких, на котором провела две недели. После этого ее состояние значительно улучшилось, и врачи приняли решение отключить ее от аппарата», – отмечается в релизе пресс-службы Минздрава региона. После этого пациентка начала приходить в себя, а процесс восстановления легких, по словам заведующего анестезиолого-реанимационным отделением больницы Александр Плиева, занял три недели. Сегодня дама выписана из больницы домой и находится под наблюдением врачей.
В октябре «МК» писал об аналогичном случае спасения 47-летнего пациента в ГБУЗ «Научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н. В. Склифосовского. Мужчина, поражение легких у которого также достигло 100%, провел в стационаре 67 дней, после чего был выписан домой. Как рассказывал «МК» директор ГБУЗ «Научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н. В. Склифосовского Департамента здравоохранения Москвы Сергей Петриков, этого мужчину доставили в тяжелом состоянии — с примерно 80% поражения легких. Однако, к сожалению, болезнь в таких стадиях прогрессирует очень быстро, и скоро поражение достигло 100%. При этом на аппарате ИВЛ этот пациент не провел ни одного дня! Сергей Петриков отметил, что при реанимации использовались исключительно неинвазивные методики респираторной поддержки (применения высокопоточного кислорода и масочной вентиляции легких). По сути это та же ИВЛ, но без трубки в трахее. На неинвазивной вентиляции этот пациент провел больше месяца, потом его перевели на масочный кислород, а потом он начал дышать самостоятельно.
Врачи подчеркивают, что огромную роль при выздоровлении играет настрой пациента: и женщина из Подмосковья, и мужчина из Склифа, переносили свое состояние стоически и верили в хороший исход.
Как рассказала «МК» профессор кафедры пульмонологии РНИМУ им. Пирогова Ольга Васильева, конечно, с истинным стопроцентным поражением легких человек дышать не сможет: «Вероятно, эта женщина поступила с 80 или 90% поражения, и ее сразу же включили в активное лечение. Иначе она просто не смогла бы дышать самостоятельно. И это уже не первый случай, когда удается спасать таких пациентов, хотя их состояние крайне тяжелое. Однако 100% поражение поверхности легочной ткани – это все же небольшое преувеличение, тут стоит говорить о максимальном поражении, более 90%, то есть, о самой тяжелой стадии течения COVID-19. И многое, конечно, зависит от того, как считается этот процент поражения. Его определяют на основании компьютерной томографии, которая показывает, что вся поверхность поражена, однако по факту все равно остаются вспомогательные островки, которые позволяют реализовать функцию дыхания. Иногда при таком состоянии наступает клиническая смерть, но пациента вытягивают. И все же поражение поверхности легких – не единственная характеристика, свидетельствующая о тяжести состояния пациента. Ведь иногда люди погибают при поражении в 60%, потому что роль играет не только дыхательная, но и функциональная недостаточность легких, уровень оксигенации, состояние сердечно-сосудистой системы, почек. Например, у молодых мы часто наблюдаем поражение в 20-30%, но при этом уровень сатурации у них 97-98% и никаких жалоб нет. А бывает у людей постарше даже при легких симптомах сатурация лишь 93-94% и имеет тенденцию к снижению. Многое зависит от того, как организм отвечает на вирус, все индивидуально».