— Татьяна, некоторых родителей буквально пугает мысль об участии их детей в олимпиадном движении. Почему?
— Одни родители считают, что для участия в олимпиадах нужно быть гением. Другие — что готовиться обязательно с первого класса. Третьи не понимают практической пользы.
— А на самом деле? Как бы вы объяснили родителям, что такое олимпиада по математике?
— Это не контрольная и не экзамен, а настоящее творчество, где каждая задача — уникальный сюжет, который учит выходить за рамки обыденного и развивать логику с креативным мышлением. Математические соревнования дисциплинируют, учат справляться со стрессом, расширяют кругозор и раскрывают таланты. Олимпиады объединяют и создают невероятно мотивирующую и дружелюбную среду для обучения. А еще они покрыты шлейфом таинственности.
— Таинственности? В такой сверхрациональной сфере, как математика?
— Подчас самые запутанные головоломки истории, географии, геологии и многих других областей решались при помощи математического аппарата. Есть семь так называемых задач тысячелетия, за решение которых предусмотрена премия в 1 млн долларов — к примеру, та самая, от которой отказался знаменитый Григорий Перельман. Многие из этих загадок сформулированы еще в XIX веке и не решены, а одна, Великая теорема Ферма, продержалась более 350 лет.
Многих увлеченных математикой эти задачи привлекают прежде всего своей сложностью и тем, что они могут преуспеть там, где остальные потерпели неудачу. В олимпиаде, конечно, нет таких задач, но их формулировки и сюжеты, порой весьма неожиданны и весьма привлекательны для увлеченных детей.
— Что дает ребенку участие в олимпиаде по математике?
— Заинтересованность предметом, пробуждение научного интереса! Недаром олимпиадные задачи всегда построены таким образом, чтобы дети имели возможность выходить за рамки шаблонных решений. Но все-таки основное, что приходит на ум, когда спрашивают, «зачем тебе олимпиада по математике» — это поступление в университет. Победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников могут поступить без экзаменов в любой вуз на математическое (и не только) направление. При поступлении не на профильное направление диплом Всеросса засчитывается как 100 баллов за ЕГЭ по математике, а перечневые олимпиады заменяют вступительные экзамены в университеты.
— Ну а кроме поступления?
— Как правило, состоявшиеся олимпиадники нацелены на поступление в престижные вузы и карьеру. Здесь олимпиады служат полигоном для тренировки, поскольку и учеба в университете, и высокооплачиваемая работа подразумевают серьезный соревновательный аспект. Олимпиадные задания по математике выходят за рамки классической школьной программы и дают хорошую базу для обучения в вузе, причем, не только по физико-математическим специальностям. Среди олимпиадников по математике, к примеру, часто встречаются дети, которые параллельно участвуют в олимпиадах по иностранным языкам. Они находят логику, например, в построении английских фраз. Математикам легче дается история — они умеют видеть закономерности и причинно-следственные связи.
— У вас ведь был собственный опыт участия в олимпиадах?
— Я участвовала во всероссийских олимпиадах по математике, но на международную не вышла даже кандидатом. Тем не менее, олимпиадное движение показало мне красоту математики и принесло потрясающее комьюнити. Я поступила без экзаменов в МФТИ, успешно закончила его, пошла в аспирантуру, успешно закончила ее, получила предложение по работе во Франции и защищаю там докторскую через месяц. Благодаря олимпиадам жизнь сложилась так, что я никогда целенаправленно не искала работу. Предложения были всегда, мне оставалось только выбирать то, к чему лежит душа.
— Современный мир меняется каждые несколько месяцев. А отсюда часто задаваемый вопрос: а есть ли смысл выбирать профессию на всю жизнь и постигать ее на базе фундаментального образования?
— Конечно, кто знает, что ждет нас, скажем, в 2050 году. Но очевидно, что математические знания помогают получить специальность, которая не устареет ни через 5 лет, ни через 30. И тут уместно сказать про феномен слэш-карьеры, суть которой в совмещении нескольких разных работ. А со знанием математики выбор автоматически расширяется. Вот есть программист. Днем он разрабатывает искусственный интеллект, а вечером читает лекции о философских аспектах искусственного интеллекта. Так появляются два разных источника дохода: программист/лектор — через слэш. Или, например, я — ученый/педагог/писатель.
— Короче, олимпиадника по математике ждет отличная карьера?
— Знаете, люди, добившиеся экстраординарных успехов, почти все — выходцы из мира технарей. И тут мы опять возвращаемся к причинно-следственной связи и логике, которые помогали находить предпринимателям то, что востребовано обществом. Эта способность в том числе воспитывается математикой. Но прелесть в том, что олимпиадник по математике не ограничивается только этой сферой. Он может заниматься генетикой, проектировать городскую среду, создавать искусственный интеллект, рассчитывать траектории полетов космических кораблей. А может пойти в гуманитарные науки или изучать философию. Одна из самых распространенных и высокооплачиваемых карьерных траекторий математика — программирование. При этом олимпиадный навык самостоятельно находить решения открывает путь к самым востребованным и высокооплачиваемым областям — big data, разработка встроенных систем, интернет вещей.