РВИО выпустило фотоальбом Георгия Шепелева, посвященный теме фашитской оккупации в годы

0

Российское военно-историческое общество (РВИО) выпустило фотоальбом председателя Координационного совета российских соотечественников во Франции Георгия Шепелева «Война и оккупация. Неизвестные фотографии солдат Вермахта с захваченной территории СССР и советского-германского фронта».

В основе издания лежит уникальная коллекция автора – в течение 15 лет он выкупал из частных собраний, у старьевщиков или наследников бывших вермахтовцев, различные фотоснимки с полей сражений Великой Отечественной войны и оккупированных территорий Советского Союза.

В опубликованный альбом вошло более 140 фотографий. Подробные научные комментарии раскрывают фотографии как исторический источник и выявляют не всегда очевидные идеологические подтексты и послания. Отобранные снимки посвящены широкому кругу сюжетов: от истребительной политики оккупантов до повседневной жизни Вермахта, разрушенных городов, сгоревших деревень, еврейских гетто и лагерей военнопленных.

«Перед нами не столько фотоальбом, сколько научная монография, в которой историческая фотография не просто атрибутирована, а превращена в полноценный исторический источник, позволяющий прояснить, каким образом немецкий солдаты видели свою «миссию» на оккупированной территории СССР. Каждый подобный фотоснимок – это частный взгляд, однако взгляд не нейтральный, как это может показаться неподготовленному читателю, а обремененный контекстуальными, культурными и идеологическими влияниями. Важно, что это не официально-пропагандистские фотоснимки, а частные свидетельства, их авторы самостоятельно принимали решение, что и как снимать, что сохранять для потомков, а что – уничтожить. Одни оккупанты рассматривали ведущуюся войну на уничтожение против СССР как туристический поход, другие – как «освободительную» миссию. Многие – на первый взгляд, бытовые – сюжеты проанализированы Георгием Шепелевым как носящие идеологические содержание или отражающие ситуации господства и подчинения – будь то военнопленные в просящих позах, полуголый немецкий генерал, дарящий цветы украинцам-танцовщицам, старик-еврей с лопатой или повешенное немцами эротическое изображение рядом с иконами», — отметил куратор издания, заместитель директора департамента науки и образования РВИО Константин Пахалюк.

Любительская фотография занимала важное место в искусстве Третьего рейха. Идеологи нацистского режима неоднократно подчеркивали роль «народных фотографов» в создании его летописи. К началу Второй мировой войны количество компактных фотоаппаратов в нацистской Германии достигло 7 млн, и многие из них заняли свое место в ранцах солдат вермахта. Запреты на фотографирование касались только массовых казней и сюжетов, которые могли быть использованы пропагандой противника, но и они не всегда соблюдались строго. В результате в 1941–1945 гг. солдатами и офицерами вермахта на Восточном фронте были сделаны миллионы фотографий.

Источник