— Почему ограничения в пост начинаются именно с еды?
— Потому что еда актуальна абсолютно для всех. Особенно сейчас, когда продуктовое изобилие, и есть возможность выбрать постные продукты в любом магазине, никаких проблем. Причём не только в Великий пост, но и в любой другой.
Пренебрегать пищевыми ограничениями нельзя, иначе люди, когда доходит дело до реального поста, могут махнуть рукой – ну и ладно, мол, что я съел котлету, главное, что у меня помыслы чистые! Это неправильно. Материальная основа должна сохраняться, а потом уж – молитвенное начало, богослужебное начало. Тогда мы понимаем отличия поста – службы, которые меняются в это время. Те, кто желают приобщиться к церковной жизни, участвуют в этих службах, конечно.
Пища не приближает нас к Богу и не удаляет от него. Пища – важная часть жизни человека, это наша связь с окружающей средой. Однако сама по себе пища не имеет никакой нравственной вертикали, она может употребляться на пользу или во вред – это уже зависит от самого человека. Пост – это религиозная традиция, средство для помощи людям, чтобы устроить свой образ жизни правильно. Нужно, чтобы не пища владела нами, а мы владели пищей. Мы называем пост «школой свободы», потому что задача его – сделать так, чтобы человек не был рабом еды. И если кто-то рассуждает: мол, начал поститься, держался два дня, а на третий почувствовал запах шашлычка и не удержался – значит, он раб этого шашлычка. Так не должно быть.
— Как быть, если человек не слишком хочет поститься, но его просит муж или жена?
— Я думаю, что если бы речь шла об одиноком человеке, ещё можно было бы рассуждать. Однако если его просит любимый человек, двух мнений быть не может – конечно, надо сделать так, как просит жена или муж.
— Насколько возможно пытаться делать из постных продуктов едва ли не деликатесы – например, десерты на основе кокосового молока?
— Это не новинка, это только до России недавно дошло – вместе с продуктовым изобилием. За границей давно уж то же самое. Конечно, это неправильно: во время поста мы должны уделять меньше внимания еде, а в итоге получается, что уделяем больше внимания – потому что начинаем предаваться кулинарным экспериментам. Так не должно быть. Настоящий пост – это ограничения, однако в каждой семье это должно обсуждаться отдельно. К примеру, если человек любит сладкое, разумно от сладкого отказаться вне зависимости от того, постное оно или нет. И наоборот – если ради здоровья ребёнку нужно есть молочную кашу, или, скажем, диабетику обязательно надо пить кефир, в этом можно отступить от требований поста.
— Какие продукты строго нельзя есть в пост, а какие разрешены?
— Русская церковь издревле придерживается более умеренных правил в отношении постных блюд. Нужно понимать, что устав – это реалии монастырской жизни около тысячи лет назад в странах Средиземноморья, и приспособить их к современной России достаточно сложно. Не нужно копировать бездумно. Вот, например, разбавленное вино – в средиземноморских странах это обычный повседневный напиток, вместо воды, а у нас совсем не так. Поэтому алкоголь в пост у нас не разрешён. Пост исключает мясные и молочные продукты, включая птицу и яйца. Это достаточно сильное ограничение, но оно не опасно для здоровья, и это приемлемо для нашей страны. Иногда возникает вопрос о рыбе. Тут возможны варианты, лучше обсудить это со своим священником.
— Многие рассуждают так: хочу начать поститься, но боюсь не выдержать и сорваться, что делать?
— Мне не нравится слово «сорвусь» в данном случае. Мы говорим не о зависимости. Голодать, конечно, не нужно – пожалуйста, свари картошку, съешь квашеную капусту, яблоко, не мучайся… Что же касается «срывов», то могу рассказать собственную историю: однажды на мероприятии меня угостили пирожком, я перепутал блюдо, где лежали пирожки с капустой и с мясом, и откусил от мясного. В постный день. Что было делать? Доел. Не считаю, что я «сорвался», просто так получилось. Мясо само по себе не вредное и не плохое, и пост – не про это. Другое дело, если бы я заведомо знал, что пирожок с мясом, но не удержался бы от соблазна.
— Деликатный аспект поста: допустима ли половая близость между супругами во время поста?
— Дверь в супружескую спальню закрыта для посторонних, поэтому я бы счёл этот вопрос некорректным. Однако нужно пояснить. Пост – это прежде всего еда и воздержание от алкоголя, дальше дополнения. Согласитесь, в еде проще: это дело индивидуальное, и жена вполне может есть постную картошку и готовить для мужа мясо – ни пост, ни семья не пострадают. Близость – это дело двоих. Апостол Павел говорил: «Не уклоняйтесь друг от друга, кроме как по согласию». Так что супруги могут сами решить, когда им вступать в интимные отношения. Половое воздержание в пост – это обычай, а не правило. Кому-то этот обычай может не подходить. Недопустимо, чтобы этот обычай портил семейную жизнь. Если кого-то мучают сомнения, можно поговорить в храме со священником (обязательно женатым!) и с его помощью найти компромисс.