Москвичка Марина – одна из тех, чья дочь собирается по окончании 11-го класса в этом году идти работать. При том, что она хорошо учится, и вполне могла бы поступить в вуз, пусть и не самый престижный. Мать рассказала нам, почему они совместно с дочерью приняли такое решение.
— Сразу уточню, что дело не в деньгах на обучение, — говорит Марина, — у нас есть возможность заплатить за университет средней руки. Хотя знаю многих, для кого это или недоступно, или очень сильно усложнит жизнь. Изначально я всегда была уверена, что Саша обязательно будет получать высшее образование – а как иначе, у нас же интеллигентная семья, и ребенок умный, начитанный. Да и вообще – какое будущее может быть у человека без хорошего образования?
— И что же вдруг изменилось?
— Не вдруг, менялось постепенно, в течение нескольких последних лет. Сперва я стала замечать, что выпускникам вузов (я сужу по знакомым и знакомым знакомых) сложнее найти работу, чем тем, кто начинает трудоустраиваться сразу после школы. Другими словами – в процессе работы человек скорее овладевает той или иной специальностью, чем в процессе учебы. Конечно, речь не идет о профессиях инженерных, медицинских и прочих, где необходимы специальные знания, но всевозможные менеджеры, в том числе и веб, специалисты по пиару, администраторы, продажники и пр., лучше обучаются на рабочем месте, чем на студенческой скамье. А, главное, это рабочее место у них уже имеется. А поскольку через некоторое время я поняла, что у Саши нет склонности к тем профессиям, о которых я сказала выше, она у нас, что называется, гуманитарий, то сомнения в том, надо ли ей идти в вуз, стали посещать меня все чаще.
— Однако при поступлении на работу на большинстве позиций обычно требуется высшее образование.
— Это формальное требование. Я сама часто набираю сотрудников, (Марина работает в отделе продаж крупного мебельного производства) и при собеседовании часто вижу, что молодой соискатель с высшим образованием чаще является беспомощным, плохо подготовленным, не умеющим коммуницировать и т.д., чем человек того же возраста с опытом работы, хоть и без образования. Последний гораздо увереннее в себе, активнее и способен на большее. И обычно получается так, что я предпочитаю опыт образованию.
— Но опыта можно набираться и по окончании вуза.
— Это гораздо сложнее. 17-летний выпускник школы готов пойти на любую позицию, трудиться на подхвате, быть, что называется, на побегушках. Для выпускника вуза это уже несолидно, ему нужна приличная должность – а ему ее никто не дает. И в итоге получается, что сидит такой выпускник годами дома в ожидании хорошего предложения, забывая постепенно всё то, чему его учили в институте. И в конце концов находит работу, которую вполне мог бы выполнять, не имея высшего образования.
— Тем не менее, высшее образование – это своего рода марка, знак, который дается на всю жизнь.
— Сейчас жизнь меняется очень быстро, и образование тоже. Если человеку оно понадобится для успешной работы, он пойдет и получит его – причем не абы какое, а именно то, которое ему нужно. Сколько людей мы знаем, которым пришлось получать второе высшее! Я считаю, что к 18-ти годам очень мало кто понимает, чем действительно хочет заниматься по жизни, а узнать это можно, только имея опыт работы в разных областях. Поэтому я обрадовалась, когда дочь сама сказала мне, что хочет год-другой поработать, чтобы было время подумать, стоит ли ей учиться дальше. Я поддержала это ее желание.
Правда, если бы у меня был сын, я бы, наверное, настаивала на его поступлении в вуз, чтобы избежать армии. В этом вопросе наши дети находятся в неравном положении по гендерному признаку, мальчикам и их родителям куда сложнее.