И что же, оглянувшись, мы увидим? Что приходит на память? Кому-то, возможно, счастливые глубоко личностные заповедные переживания, которые вряд ли меряются каким угодно рейтингом… А вот мне вспоминается совсем не лирика, а, как бы смешно это ни показалось, последний, проходивший в январе этого года Гайдаровский форум. Потому что на нем был круглый стол, посвященный именно счастью.
Организаторы форума официально заявили, что в конечном итоге цель нацпроектов, реализуемых в нашей стране — это продвижение к всеобщему счастью. Цепляет, конечно, хотя отдает коммунизмом, к которому в свое время стремилась другая, но тоже наша страна, а кончилось все не просто отказом от коммунизма, но и крахом той страны.
К счастью, конечно, всегда стремишься, это тебе не коммунизм, но на упомянутом круглом столе случился двойной конфуз, которого его участники, однако, счастливо не заметили. Они повторили постулат о счастье, как о сверхцели нацпроектов, и практически тут же калужский губернатор Владислав Шапша (приглашенный, потому что идея связки счастья с нацпроектами, как пояснил модератор, прямо присутствует в областных документах), отвечая на вопрос, так как же можно оценить счастье, с улыбкой, рассчитанной на понимание, ответил как настоящий поэт, в том духе, что счастье в цифрах не измеришь, оно ведь почти неуловимо. Сидевшие за столом с ним охотно согласились.
Но если, с одной стороны, счастье – конечный пункт трассы, проложенной нацпроектами, а, с другой стороны, оно неизмеримо и неуловимо, то получается, находясь на трассе, по критерию счастья никак не оценить, с какой скоростью идет движение, и вообще в ту ли сторону едем. На память приходит замечательный афоризм Марка Твена: «Когда цель скрылась из наших глаз, мы удвоили усилия».
Второй конфуз в том, что если не претендовать на поэтические лавры, то следует признать, что счастье измеряется, причем разнообразно. Есть метод, построенный на опросах, когда жителям страны задают всего один, но сдвоенный вопрос: вы чувствуете себя счастливым или несчастливым. Потом от счастливчиков отнимают несчастливых. Та страна, у которой разность больше, объявляется самой счастливой. В этом рейтинге, правда, порой на первых местах оказываются совершенно неожиданные лидеры. Когда побеждает буддистский Бутан, это легко объяснить, а вот когда вверху оказывается Колумбия с рекордным количеством убийств на 100 000 жителей, остается предположить, что все дело в успехах сборной Колумбии по футболу, постаравшейся в опросном году.
Более объективен рейтинг из World Happiness Report. Его авторы пришпиливают неуловимую бабочку счастья шестью булавками-показателями. Первые два показателя-прямого счета: ВВП на душу населения и ожидаемая продолжительность здоровой жизни (рассчитывается Всемирной организацией здравоохранения). Дальше — индикаторы, которые определяются соцопросами: социальная поддержка, свобода жизненного выбора, щедрость и восприятие коррупции.
Самое главное в любых рейтингах динамика их участников. Так вот, в данном рейтинге Россия движется вниз. Но так было не всегда: до 2017 года наша страна год от года становилась все счастливее, в 2017 году она была на 49-м месте, а по соседству располагались такие страны, как Польша и даже Япония с Италией. Но с 2017 года происходит постоянное падение, в рейтинге 2021 года Россия уже на 76-м месте, на 75-м находится Беларусь, на 78-м – Таджикистан.
Здесь следует учитывать, что авторы рейтинга строят его по показателям трех предыдущих лет. Учитывая стагнацию, которую российская экономика фактически переживает с 2016 года, кризис, который тем более накрыл Россию в прошлом году, а также значительное сокращение продолжительности жизни в 2020 году, россияне продолжат отделяться от счастья и дальше.
Про сокращение продолжительности жизни следует сказать чуть подробнее. Этот показатель снизился в 2020 году во всех странах – ковид постарался. В России средняя продолжительность жизни, по официальным данным, сократилась на 2,1 года -это означает, что в 2020 году была повышенная смертность не только людей в преклонном возрасте. А раз так, резко сократилась и средняя продолжительность здоровой жизни. В США, например, средняя продолжительность жизни сократилась ровно на 1 год. Это значит, что средняя продолжительность здоровой жизни там снизилась гораздо меньше, чем в России.
Последний раз помяну Гайдаровский форум: получается, тезис о том, что всеобщее счастье – цель нацпроектов как-то неуместен. Когда их не было, мы были счастливее.
А кто же главные счастливцы на планете? Финны, другие скандинавы и швейцарцы, именно они попеременно возглавляют рейтинг счастья. Это стало уже настолько привычно, что на телевидении ФРГ вышел специальный репортаж, который назывался: «Почему финны такие счастливые?». Репортер объехал всю Финляндию, проводя свой собственный соцопрос.
Рецепт финского счастья у него состоял из следующих ингредиентов: во-первых, умеренность. Финны счастливы, потому что умеют достигать цели, которые ставят перед собой. Происходит так потому, что эти цели далеки от пустых мечтаний.
Во-вторых, они всей страной на государственном уровне заботятся о детях. И это не только огромная коробка со всем необходимым, которую получает мама любого малыша, родившегося в Финляндии. Главное – постоянное внимание среднему образованию.
При этом финны исходят из того, что их дети могут поступить в любой лучший университет без того, чтобы создавать его у себя, зато школьное образование должно быть на высоте. И оно на высоте, его признают лучшим в Европе.
В-третьих, единение с природой. Это далеко не только практически обязательный выезд на уик-энд на дачу. Это, прежде всего, реальные шаги на уровне своего городского муниципалитета или просто решений жителей деревни о переходе на альтернативные источники энергии. С такими примерами репортер из Германии сталкивался повсеместно.
В-четвертых (а может быть – именно это во-первых!), привычка к демократии. Понимаемой не как технология прихода к власти или укрепления позиций во власти, а как инструмент решения практически любых жизненных проблем. «Граждане предлагают…», – именно так чаще всего начинаются все, большие и малые, финские реформы.
Таково счастье жителей страны, когда-то бывшей частью Российской империи, правда и в ее рамках пользовавшейся рядом конституционных свобод. Страны, в центре столицы которой стоит памятник Александру II, его реформы дошли и до Финляндии, где при нем была возвращена в оборот местная валюта, финская автономия распространилась на собственных судей и чиновников и даже национальную армию.
Финны вполне заслуженно во главе рейтинга счастья. В России его можно гневно отвергнуть, но это будет похоже на желание разбить зеркало. Пусть несовершенное, но зеркало. Так что любое переосмысление рейтинга вряд ли приведет к тому, что все мы вдруг станем счастливее. Остается прилагать индивидуальные усилия и стремится сделать свою личную жизнь лучше, полнее и счастливее.