В ответ на домашний арест главы политсовета «Оппозиционной платформы — За жизнь» (ОПЗЖ) Виктора Медведчука партия будет активно бороться с нынешней властью Украины. Об этом «Известиям» заявил основатель и сопредседатель ОПЗЖ Юрий Бойко. В партии, которую в Киеве считают проводником российских интересов, преследование своих членов расценивают не иначе как акт политических репрессий. Российское руководство выступило с похожими оценками ситуации на Украине: по словам президента РФ Владимира Путина, там «происходит совершенно очевидная зачистка политического поля» «от тех сил, которые выступают за мирное разрешение кризиса» в Донбассе. Президент Украины Владимир Зеленский, в свою очередь, заверил: арест Виктора Медведчука — начало борьбы руководства страны с влиянием олигархов.
«Попытка заткнуть нам рот»
Обвинения в адрес членов «Оппозиционной платформы — За жизнь» и, в частности, против главы ее политического совета Виктора Медведчука руководство партии расценивает как акт политических репрессий. Как сказал «Известиям» основатель и сопредседатель ОПЗЖ Юрий Бойко, его партия уже давно испытывает на себе давление со стороны действующей украинской власти.
— Преследование особо никогда и не останавливалось. Просто это уже вопиющие действия — действительно, акт политических репрессий. Потому что обвинение откровенно слабое — я даже как неюрист могу об этом сказать. Это, в общем-то, попытка заткнуть нам рот, но она не пройдет, — заявил «Известиям» политик.
Отвечая на вопрос, какие действия намерена предпринять ОПЗЖ в связи с арестом Виктора Медведчука, Юрий Бойко сказал: «Продолжать активную борьбу с сегодняшней властью».
13 мая Печерский районный суд Киева поместил главу политсовета партии «Оппозиционная платформа — За жизнь», депутата Верховной рады Виктора Медведчука под домашний арест. Его срок — до 9 июля. Это решение стало своего рода средним арифметическим между требованием обвинения определить политика под стражу с возможностью выйти под залог в 300 млн гривен ($10,5 млн, или примерно 800 млн рублей) и призывом защиты отпустить его на поруки 40 однопартийцев.
Генпрокуратура Украины обвиняет Виктора Медведчука в государственной измене и покушении на разграбление национальных ресурсов (ст. 111 и 438 УК Украины). Ему вменяют три эпизода. При этом каждый пункт у экспертов вызывает вопросы.
Первый связан с разработкой в Черном море газового месторождения «Глубокая»: по словам генпрокурора Украины Ирины Венедиктовой, в 2012 году компания «Новые проекты», которую правоохранители связывают с политиком, получила разрешение на пользование месторождением, а три года спустя передала всю его материальную и документальную базу властям Крыма, ставшего к тому моменту частью РФ.
Согласно второму обвинению, в августе 2020 года Виктор Медведчук передал депутату от ОПЗЖ Тарасу Козаку, который в тот момент находился в России, информацию о местонахождении секретного военного подразделения вооруженных сил Украины (ВСУ). «Такой вот подарок спецслужбам России», — сказал 11 мая глава Службы безопасности Украины (СБУ) Иван Баканов.
Третий эпизод завязан на организации «Промiнь» («Луч»). Ее задача — оказывать помощь украинцам, которые едут в Россию учиться и работать. Однако, по оценке украинских правоохранителей, настоящая цель этой структуры заключается в том, чтобы «собирать личные данные украинцев, вербовать их, влиять на внутреннюю политику страны и распространять пропаганду».
Аналогичные обвинения выдвинуты в отношении ранее упомянутого Тараса Козака, который сейчас находится за пределами Украины. По данным Ивана Баканова, он пребывает в России и возвращаться на родину не планирует, однако, по словам Виктора Медведчука, в данный момент политик «находится на лечении в Белоруссии».
Курс на деолигархизацию
Домашний арест не первый эпизод давления на членов ОПЗЖ. Так, 2 февраля президент Украины Владимир Зеленский ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) о санкциях сроком на пять лет в отношении Тараса Козака. В связи с ними свое вещание прекратили принадлежащие ему каналы «112 Украина», NewsOne и ZIK. По словам Владимира Зеленского, эти ресурсы финансируются из России и ведут информационную войну против Украины. 19 февраля СНБО сроком на три года ввел санкции против Виктора Медведчука и его супруги Оксаны Марченко, вместе с ними в список попали еще шесть физических лиц (из них пятеро — граждане РФ) и 19 юридических. Меры затронули принадлежащее им имущество.
В своей статье для издания «Фокус» от 14 мая Владимир Зеленский заверил: арест Виктора Медведчука — начало большой борьбы с олигархами. «Впервые за много лет в Украине не увеличилось, а уменьшилось количество олигархов. Минус Медведчук. Он был лишен возможности использовать медиаактивы и государственное имущество во вред стране. Будут еще минусы, пока все олигархи не станут просто крупными бизнесменами», — говорится в статье.
— Если у таких лиц забрать сконцентрированный медиаресурс, когда у них нет уже непрозрачного доступа к стратегическим активам и когда нет «крыши» в Киеве, больше ничего они забрать у государства не могут. И ослаблять государство не могут в противостоянии за наш суверенитет, — подчеркнул украинский президент.
В ОПЗЖ уверены: свой курс на деолигархизацию руководство Украины будет вести избирательно, устраняя неугодных.
— У них есть свои олигархи и есть те, против кого они будут бороться. Это разделение уже произошло. Бороться будут не со своими, а с неугодными. Какой Медведчук олигарх? Он им не был. Это просто будет избирательный политически мотивированный процесс, — сказал «Известиям» Юрий Бойко.
Зачистка поля
Действующее руководство Украины считает ОПЗЖ проводником российских интересов. Собственно, как и Виктора Медведчука, которого в Киеве называют пророссийской фигурой. Аргументируют это периодическими визитами политика в Москву, давним знакомством с Владимиром Путиным и, в частности, тем фактом, что в 2004 году младшая дочь политика Дарья стала крестницей российского президента.
В Москве своего расположения к ОПЗЖ не скрывают — Виктора Медведчука неоднократно принимали в Кремле. Владимир Путин, выступая 14 мая на оперативном заседании Совбеза РФ, не называя имен, дал свою оценку ситуации на Украине. По его словам, там «происходит совершенно очевидная зачистка политического поля».
— То есть решения явно политические и избирательные, направлены только на одно — зачистить политическое поле от тех сил, которые выступают за мирное разрешение кризиса на юго-востоке Украины, в Донбассе, и за добрососедские отношения с Россией. Это, безусловно, вопрос, который должен всегда находиться в поле нашего внимания, и мы своевременно, должным образом, имея в виду те угрозы, которые для нас создаются, должны будем на это реагировать, — сказал президент.
При этом, как ранее заявил в этот день пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков, Москва хоть и следит за развитием событий на Украине, однако «никоим образом не собирается в них вмешиваться».
Вместе с тем в российском истеблишменте уверены: арест Виктора Медведчука негативно скажется на и без того сложных отношениях России и Украины и зашедшем в тупик урегулировании в Донбассе.
— Всё, что делал Медведчук, он делал для того, чтобы урегулировать конфликт и улучшить двусторонние отношения, — сказал «Известиям» глава комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников. — Он приезжал не только для того, чтобы привезти из России на Украину прививку (речь идет о возможности поставить вакцину от COVID «Спутник V», применение которой Киев отверг. — «Известия»), но и чтобы организовать нормандский формат на уровне парламентов. Однако этот вопрос так и не решился.
По словам политика, российские парламентарии «будут в любом случае пытаться и дальше развивать инициативы Виктора Медведчука».