Мнение, что Биткойн либо «опустится до нуля», либо станет «одним из самых ценных активов в мире», – это простое, обычное наблюдение, которое в действительности, вероятно, достаточно точное.
В конце концов, Биткойн не может «работать наполовину». Он либо преуспеет в своей миссии и позволит быстро и легко перемещать реальную стоимость по всему миру, либо потерпит полный провал. Так что вполне уместно говорить о двоичном результате: единица или ноль.
Те из нас, кто работает в этой индустрии и изо дня в день продвигает биткойн, понимают риски. Ведь хотя биткойн сильно отличается от традиционных фиатных валют и имеет множество преимуществ над существующей системой, он всё равно полагается на один общий с этой системой аспект, по крайней мере частично.
Этот аспект – доверие.
Конечно, Биткойн имеет то преимущество, что находится вне человеческого контроля и поддерживается абсолютной точностью математики, но всё же люди должны его принимать и верить, что он имеет ценность, как и в случае любой другой валюты. И в мире традиционных валют потеря доверия случается очень часто.
Мы все видели в интернете фотографии людей, несущих целую кучу бесполезных банкнот в местные магазины в надежде обменять их хоть на какие-то товары, и митингующих с плакатами с надписью «голодающие миллиардеры». Не так давно подобное происходило в Зимбабве и происходит сейчас в Венесуэле, Аргентине и других странах.
Это происходило на протяжении всей современной истории, в основном потому, что мы, люди, не можем устоять от искушения печатать деньги, чтобы профинансировать всё, что нам придёт в голову. Последствия коронавируса означают, что сейчас это может происходить в разных странах чаще, чем когда-либо раньше.
В случае биткойна, так как его общее предложение увеличить невозможно, потеря доверия может иметь другой вид. Это просто будет полный крах обменного курса относительно доллара или других валют.
Хотя постоянно обсуждают, как это может случиться, на мой взгляд, на самом деле есть лишь два общих сценария, где биткойн может потерпеть крах. Тем не менее, как мы увидим, этого может быть недостаточно, чтобы нанести ему окончательный смертельный удар.
Сценарий 1: смерть от регулирования
Здесь идея в том, что правительство может объявить всё, что хотя бы отдалённо связано с негосударственными криптовалютами, незаконным и ввести строгие наказания для всех, кто их использует, держит или работает с ними.
Вероятно, некоторые страны попытаются это сделать, но в конечном итоге в глобальных масштабах все они потерпят неудачу. Хотя это смелое заявление, давайте рассмотрим, как это может происходить.
Допустим, вы живёте в США. Сейчас Америка не против биткойна, но и особо его не поощряет. Когда биткойн будет продолжать свой рост, США могут пойти по любому пути. Однако Федеральная резервная система (ФРС), вероятно, видит в биткойне не больше, чем новую игрушку для спекулянтов и фанатиков, выступающих против системы.
Его рыночная капитализация – чуть больше $500 млрд – ничтожно мала в сравнении с $8 трлн золота или с долларовой денежной массой М2, составляющей около $75 трлн.
Конечно, с точки зрения логики сейчас для ФРС самое время действовать, если она хочет его запретить, но в действительности она вряд ли будет что-либо делать, пока он не станет реальной угрозой для национальной валюты, но тогда уже будет поздно.
Если ФРС запретит Биткойн тогда, то это лишь укрепит людей во мнении о том, как важно иметь выбор, и сетевой эффект почти наверняка будет уже слишком сильным, чтобы его можно было победить. Кроме того, поскольку Биткойн по-настоящему глобальный и не признаёт никаких границ, люди будут просто обходить правила, причём сделать это будет относительно просто.
Запрет будет эффективным, только если все страны – не некоторые, не большинство, не 99% – договорятся И заручатся поддержкой всех местных и глобальных банков, поставщиков карт и финансовых онлайн-сервисов, чтобы те одновременно перекрыли все пути ввода и вывода криптовалюты.
Это, конечно, невозможно.
Мы не можем даже договориться, чтобы перестать выбрасывать в атмосферу токсичные вещества – что увеличило бы нашу продолжительность жизни, – не говоря уже о том, чтобы остановить валюту, которая никак не сказывается на нашем здоровье.
Попросить тысячи независимых организаций со своими целями, акционерами и точками зрения сделать это – всё равно что научить тысячи кошек вместе танцевать синхронный танец. На самом деле последнее почти наверняка было бы проще.
Но даже если предположить, что это каким-то образом возможно, это всё равно не остановит биткойн, когда он должным образом упрочится, то есть когда государства могут реально пойти на какие-то шаги.
Даже без доступа к традиционной системе экономика Биткойна будет и дальше жить и здравствовать. Не имея возможности переключаться между финансовыми системами, людям придётся выбрать какую-то одну.
Зачем платить за услуги или получать зарплату в долларах, если можно вести все дела непосредственно в Биткойне? А что касается налогов, то, дядя Сэм, я тебе ничего не должен. С юридической и финансовой точки зрения, согласно твоему определению, я больше ничего не зарабатываю.
Одним словом, если только все страны на планете не договорятся одновременно запретить криптовалюту и всю связанную с ней активность, то индустрия относительно легко переберётся в те страны, которые остаются дружелюбными.
И если на планете остаётся хотя бы одна страна, не враждебная к криптовалюте, она может беспрепятственно продолжать своё существование. Уже сейчас таких стран больше одной: Мальта, Словения, Швейцария, Сингапур, Бермуды и другие. Таким образом, глобальный запрет уже сейчас не несёт реальной угрозы, хотя на локальном уровне правительства могут достичь кратковременного успеха.
Однако остаётся второй сценарий, который хоть и маловероятный, но имеет больше шансов подорвать доверие пользователей.
Сценарий 2: технический Армагеддон
Сеть Биткойна невероятно безопасна, что легко продемонстрировать математически, но практически невозможно пояснить простыми словами. Красота этой простой, хорошо продуманной децентрализованной системы доказана 12 почти беспроблемными годами работы. Достаточно взглянуть на сетевую статистику.
На ранней стадии развития было два коротких случая перебоев, затронувших сеть, но они были решены в считаные часы. С тех пор Биткойн стабильно работает без перебоев и проблем вот уже 8 лет, чего практически невозможно достичь для какой-либо традиционной централизованной системы.
Однако так как сеть – это И ЕСТЬ Биткойн, любые неполадки в ней будут иметь разрушительные последствия, по крайней мере теоретически. Маловероятно, что это случится из-за какой-то ошибки в коде, так как её уже давно обнаружили бы и исправили.
А поскольку в сеть благодаря её децентрализованному характеру встроена почти бесконечная избыточность, простой отказ практически невозможен. Следовательно, остаётся лишь возможность целенаправленной атаки.
Скорее всего, это может быть атака 51%, где злоумышленник захватит контроль над сетью посредством одной лишь вычислительной мощности, но это будет сложно провернуть втайне из-за издержек и количества необходимого оборудования. Это почти наверняка должно быть спонсировано государством, и вероятным мотивом будет желание остановить рост биткойна относительно национальной валюты.
Однако такую атаку будет сложно долго поддерживать, так как будет очевидно, откуда она идёт. Наиболее вероятным результатом будет краткосрочная неразбериха, которая пройдёт, как только контроль над сетью вновь станет децентрализованным.
Ещё одна возможность – это если алгоритм биткойна, который сейчас один из самых безопасных на планете, больше не будет невзламываемым, возможно из-за новых прорывов в квантовых вычислениях. Некоторые даже говорят, что это может произойти в ближайшее десятилетие.
Этот вопрос недавно поднял Андреас Антонопулос – один из самых влиятельных людей в индустрии, – который просто заявил, что решение будет совсем не сложным:
«Сообщество, – сказал он, – просто изменит алгоритм посредством консенсуса».
Он немного преувеличил, так как этот процесс имеет свои проблемы, но уже многими признаётся, что рано или поздно вполне может возникнуть необходимость перейти на «постквантовую криптографию», чтобы защитить все блокчейн-приложения, включая биткойн.
Но тут есть ещё один нюанс. Даже в этом втором сценарии, где успешная атака должна полностью уничтожить доверие, ей всё же это может не удаться. И есть небольшой странный прецедент, объясняющий почему.
Загадка Ethereum Classic
Я не хочу участвовать в спорах о том, чья криптовалюта лучше, которые возникают чуть ли не каждый раз, когда упоминается цифровой актив, который кому-то не нравится. Однако этот пример на самом деле никак не связан с функционалом или полезностью.
Речь всего лишь о доверии.
Ethereum Classic (ETC) сейчас входит в двадцатку ведущих криптовалют, имея рыночную капитализацию больше $6 млрд. Только за один месяц – август 2020 г. – она трижды была мишенью успешных атак 51%. И они не были первыми.
Одной атаки достаточно, чтобы подорвать доверие, но три должны полностью его уничтожить, причём навсегда. Зачем вообще майнить или использовать криптовалюту, если знаешь, что есть реальная возможность в любое время лишиться всех своих активов?
Но, как ни удивительно, торговый объём остался относительно стабильным, а цена опустилась лишь незначительно, вместо того чтобы обвалиться до нуля, как следовало бы ожидать. О причинах можно лишь строить догадки, так как это идёт вразрез с логикой, но, вероятно, это как-то связано с поддержкой сообщества.
В данном случае, поскольку это относительно малоизвестная криптовалюта, возможно, её сообщество решило не дать ей рухнуть несмотря ни на что. Поэтому это сообщество может проводить своего рода рыночное вмешательство в кейнсианском духе, пока решаются проблемы. А возможно, это совсем не так, и рынок просто не волнует ни сам актив, ни атаки. Кто знает?
Единственное, что мы точно знаем, – это что с точки зрения логики эта криптовалюта должна была опуститься к нулю – ненадолго или навсегда, – но этого не произошло. И хотя Ethereum Classic – это не биткойн, может ли это нам что-нибудь сказать о том, что может случиться в такой же ситуации? Возможно. И в связи с этим следует принять во внимание ещё один, несколько комичный аспект.
«Если он опустится к нулю, я куплю всё»
Хотя за последние годы я регулярно встречал в Твиттере разные вариации подобного, я лишь недавно по-настоящему понял, насколько эта фраза на самом деле распространена.
Были даже случаи, когда кто-то делал такое заявление, а затем кто-то говорил ему, что заплатит, например, 10 центов за биткойн, чтобы заполучить все монеты, вместо изначально предложенного 1 цента, после чего кто-то неизбежно предлагал доллар и т. д., пока мы снова не возвращаемся на свободный рынок для уценённой криптовалюты.
И, как указывали другие, вы понесёте потери (в фиатной валюте, не в Биткойне), только если действительно продадите. Если прецедент Ethereum Classic нам о чём-то говорит, так это о том, что не факт, что такой обвал вообще случится.
Plan B, псевдонимный создатель известной модели отношения запасов к притоку, придал этой цепочке рассуждений ещё один ракурс, проведя ненаучный опрос среди своих 135 000 подписчиков в Твиттере.
72,1% подписчиков утверждают, что будут держать биткойн, даже если его фиатная стоимость упадёт до нуля. Если это так, то с точки зрения математики этого не случится из-за числа готовых купить его по той или иной цене, которые, как можно смело предположить, есть и среди этих 72,1%.
И, как бы то ни было, я могу обещать вам, что Биткойн никогда не упадёт до нуля, потому что я выкуплю его у вас, как в старые добрые времена, за копейки. Хотя, учитывая очередь желающих, не уверен, что мне выпадет такой шанс.
Вы всегда можете поблагодарить переводчика за проделанную работу: BTC: 3ECjCH5tPoyDCqHGCXfiiiLZQ3tVGzCSxB ETH: 0xf45a9988c71363b717E48645A412D1eDa0342e7E