Несмотря на падение до самого низкого уровня по отношению к доллару США с 1985 года, фунт стерлингов все еще не дешев, что говорит о вероятности дальнейших потерь, согласно новому исследованию.
По данным RBC Capital Markets, их оценка «реальной» стоимости стерлинга показывает, что он остается вблизи верхней границы 30-летнего диапазона, но не нижней.
Курс фунта стерлингов к доллару (GBP/USD) в пятницу упал до 1,1351, самого низкого уровня с 1985 года.
Примечательно, что это падение приходится на 30-летнюю годовщину «черной среды», когда стерлинг вышел из Европейского механизма обменных курсов в 1992 году.
«В широком торгово-взвешенном выражении фунт стерлингов очень близок к уровню, достигнутому после того краха», — говорит Адам Коул, главный валютный стратег RBC Capital Markets.
Как видно из приведенной ниже таблицы, индекс GBP TWI показывает, что стерлинг находится в нижней части своего 30-летнего диапазона.
«То, что мы уже находимся на исторически низких уровнях, является часто встречающимся аргументом против дальнейших потерь фунта стерлингов отсюда», — говорит Коул.
Но Коул утверждает, что было бы бесполезно рассматривать обменные курсы в номинальном выражении в течение таких длительных периодов (т.е. для получения более точной картины необходимо делать поправку на инфляцию).
«Существует множество способов корректировки на относительную инфляцию, но мы предпочитаем использовать относительную стоимость рабочей силы», — говорит Коул. «На этой основе британский фунт находится не в нижней части своего 30-летнего диапазона, а близко к верхней».
Это показано черной линией на приведенном выше графике.
Коул говорит, что этот «реальный» показатель отражает быстрый рост стоимости рабочей силы в Великобритании по сравнению с ее торговыми партнерами, что, по его словам, объясняется низкими показателями производительности труда в Великобритании.
В десятилетие, предшествовавшее пандемии, производительность на один отработанный час росла менее чем в два раза быстрее, чем в среднем в годы, предшествовавшие мировому финансовому кризису 2008 года. К концу 2019 года этот показатель был на 20% ниже уровня, которого он достиг бы, если бы продолжал идти по докризисному пути.
«С учетом 30-летней ретроспективы, фунт стерлингов был недооценен до своего падения в «черную среду», которое было связано скорее с неустойчивой внутренней монетарной политикой, чем с обменным курсом как таковым», — говорит Коул.
Он говорит, что в то время счет текущих операций Великобритании был близок к балансу, по сравнению с дефицитом в 4% ВВП, наблюдаемым в последние четыре квартала (или 8% ВВП только в первом квартале), что опять же говорит о переоцененности сейчас по сравнению с тем временем.
«Сама по себе оценка не является причиной для медвежьих настроений в отношении GBP, и отклонения от конкурентной справедливой стоимости могут сохраняться в течение длительных периодов без коррекции. Но если посмотреть с точки зрения наиболее значимых показателей, становится ясно, что текущий уровень GBP не является препятствием для дальнейшего значительного падения, исходя из структурных и циклических факторов, которые мы выявили», — говорит Коул.