В широком смысле инвестиционные банки разделились на два лагеря.
Одна группа ожидает, что пик ставок в США приведет к ослаблению доллара.
По мнению HSBC: «Замедление темпов повышения ставок и признание того, что ФРС находится на поздних стадиях цикла ужесточения, являются частью того, почему мы ожидаем дальнейшего снижения доллара в 2023 году».
По мнению другой группы, ухудшение ситуации в мировой экономике и необходимость ужесточения политики ФРС в течение более длительного времени нанесут ущерб мировой экономике и поддержат доллар, а обменный курс евро к доллару (EUR/USD) опустится до паритета или ниже.
По данным ING: «Консенсус видит курс EUR/USD около 1,10 в конце 2023 года. Мы полагаем, что курс будет ближе к паритету в 2023 году, учитывая рецессию и энергетические проблемы».
Инфляционные события в США имеют решающее значение
Тенденции инфляции в США будут иметь огромное значение для динамики рынка в 2023 году.
Последние два релиза по инфляции оказались ниже ожиданий: базовый показатель снизился до 7,1% с пика в 9,1%.
Базовый показатель также снизился до 6,0% с максимума в 6,6%, при этом и базовая, и базовая инфляция отступили от 40-летних максимумов.
Дальнейшее снижение инфляции в начале 2023 года будет способствовать укреплению уверенности в том, что Федеральная резервная система сможет смягчить денежно-кредитную политику.
По мнению GoldmanSachs: «Самое главное, что пара более низких инфляционных отпечатков подкрепила предположение о замедлении темпов повышения ставок ФРС, что, как правило, облегчает финансовые условия и ослабляет доллар».
Если уверенность в снижении инфляции сохранится, доллар будет уязвим для дальнейших продаж, но картина будет заметно отличаться, если инфляционное давление окажется более устойчивым, чем ожидалось.
MUFG резюмировал ситуацию так: «Мы по-прежнему уверены, что доллар США остается в тренде ослабления, хотя сейчас существует повышенный риск коррекционного отскока в ближайшей перспективе».
Банк добавляет: «Более высокая точечная диаграмма делает рынок ставок в США более чувствительным к любым сюрпризам по инфляции в начале следующего года, даже если базовый тренд по инфляции остается более низким. Более высокие показатели инфляции могут спровоцировать более резкий отскок доллара США и рост волатильности на валютном рынке».
GoldmanSachs отмечает, что доллар будет продаваться только при наличии уверенности в других основных валютах: «По сути, для того, чтобы доллар существенно снизился, потребуется улучшение условий для роста других ключевых кросс-курсов, а это пока так. На наш взгляд, евро имеет «низкий потолок», поскольку рост экономики сдерживается скудным предложением сырьевых товаров».
Время поворота монетарной политики ФРС
Последние прогнозы ФРС предполагают, что снижения ставок не будет до 2024 года.
HSBC отмечает, что это может быть хорошей новостью для ФРС: «Ослабление мирового спроса и ослабление проблем с поставками может привести к более быстрому, чем ожидалось, снижению инфляции, что уменьшит необходимость в ограничительной денежно-кредитной политике позднее в 2023 году».
И наоборот, жесткие условия на рынке труда могут способствовать устойчивому росту инфляции в сфере услуг, что побудит FOMC продолжить дополнительное повышение ставок.
TDSecurities ожидает, что ФРС придется пойти дальше: «Учитывая сохраняющийся высокий уровень базовой инфляции в сфере услуг и прочность рынка труда, мы по-прежнему считаем, что ФРС необходимо повышать ставки до 2023 Q2 с паузой после майского заседания. У ФРС нет другого выбора, кроме как оставаться в режиме ужесточения в ближайшем будущем, поскольку рынку труда предстоит пройти еще немало времени, прежде чем он перевернется».
Банк ожидает пика ставки FedFunds на уровне 5,25-5,50%.
Риски рецессии в США и мире
На декабрьском заседании Федеральная резервная система повысила процентные ставки еще на 50 базисных пунктов до 4,50%. ЕЦБ также объявил о повышении ставки на 50 базисных пунктов до 2,50%.
Банки также предупредили, что в краткосрочной перспективе будет проведено дальнейшее повышение ставок с целью сдерживания инфляции.
MUFG прокомментировал: «Четкий сигнал от всех центральных банков заключался в том, что предстоит еще много работы по повышению ставок для сдерживания инфляционных рисков в сторону повышения».
ING ожидает, что мировую экономику ждет сложный год, и добавил: «Валютные рынки предполагают, что центральные банки смогут дать сигнал «все чисто» по инфляции и провести мягкие циклы смягчения для обеспечения мягкой посадки в 2023 году. Мы подозреваем, что реальность будет не столь благосклонна к финансовым рынкам. Мы поддерживаем укрепление доллара в начале 2023 года».
DanskeBank придерживается аналогичного мнения: «Важно отметить, что ослабление доллара США, рост акций, сужение кредитных спредов и снижение реальных ставок привели к значительному смягчению глобальных финансовых условий. По нашему мнению, это станет проблемой в борьбе центральных банков с инфляцией выше целевого уровня в 2023 году».
TDSecurities добавила: «Объем реального ужесточения, который мы ожидаем, скорее всего, приведет экономику к рецессии во второй половине 2023 года».
ЕЦБ жестко говорит об инфляции
В целом, с 2024 года преобладала «голубиная» политика ЕЦБ, когда инфляция оставалась ниже целевого уровня, а банк пытался повысить инфляцию с помощью отрицательных процентных ставок.
Во второй половине 2022 года произошел резкий разворот, когда всплеск инфляции вызвал резкое ужесточение политики.
На пресс-конференции после декабрьского решения по процентным ставкам президент банка Лагард выступила с явно ястребиной риторикой, предупредив, что для того, чтобы поставить инфляцию под контроль, потребуется еще ряд повышений ставок.
В частности, согласно последним прогнозам персонала, инфляция в 2024 году составит 3,4%, что намного выше целевого уровня в 2,0%.
MUFG считает, что рынкам придется серьезно отнестись к посланию ЕЦБ. Он отмечает, что существует не так много свидетельств того, что инфляционное давление в еврозоне ослабевает в той же степени, что и в США.
ЕЦБ также имеет возможность наверстать упущенное в отношении ставок, в то время как президент банка Лагард высказалась в ястребином ключе.
MUFG добавляет: «ЕЦБ сейчас позиционирует себя как наиболее агрессивный крупный центральный банк с точки зрения повышения ставок в начале следующего года. Само по себе уменьшение ожиданий расхождения в денежно-кредитной политике между ЕЦБ и ФРС должно способствовать дальнейшему росту евро против доллара США».
Сможет ли экономика Еврозоны выдержать нагрузку?
Ужесточение политики ЕЦБ создаст серьезные риски для экономики.
Банки указывают на ситуацию 2011 года, когда ужесточение политики банка при ослаблении экономики способствовало возникновению долгового кризиса в Еврозоне.
Credit Agricole отмечает важность роста, а также процентных ставок. Некоторые инвестиционные банки выразили опасения, что ужесточение политики приведет к углублению рецессии в Еврозоне.
По мнению банка: «В целом, мы считаем, что ужесточение ЕЦБ будет продолжать оказывать противоречивое влияние на евро и даже может повлиять на EUR/USD, если опасения инвесторов по поводу негативного влияния политики ЕЦБ на рост вызовут дальнейшее уплощение кривых EGB в ближайшие недели».
Капитальный счет еврозоны должен улучшиться
HSBC оптимистично настроен в отношении потоков капитала в Еврозоне: «В Еврозоне мы отметили, что за последние несколько месяцев фон для притока портфельных инвестиций изменился довольно значительно».
Банк добавил: «Это увеличение притока было вызвано европейскими инвесторами, а не иностранными внутренними инвестициями. С учетом накопления зарубежных активов на сумму около EUR5 трлн. с 2010 года, существует значительный потенциал для их репатриации наряду с более высокими ставками и отсутствием QE ЕЦБ для «вытеснения» инвестиций».
Условия риска будут играть ключевую роль
Доллар будет укрепляться, если акции ослабнут, в то время как евро выиграет, если биржи продвинутся вперед.
Что касается евро, MUFG добавил: «Потенциал роста будет снижен, если мировые фондовые рынки продолжат корректироваться вниз в ответ на «ястребиную» политику и усиление опасений по поводу «жесткой посадки» мировой экономики, что в целом окажет поддержку доллару США».
Nordea считает, что высокая вероятность ралли на фондовых рынках в новом году (что будет способствовать ослаблению доллара США), а также дифференциал ставок, который изменился в пользу евро, означают высокую вероятность того, что курс EURUSD поднимется еще выше текущего уровня 1,06.
Nordea, однако, ожидает, что оптимизм быстро угаснет: «мы видим, что акции будут падать на фоне более высоких ставок, чем ожидают рынки в настоящее время».
Китай отказывается от политики нулевых ковидов
Политика Китая также будет иметь большое значение для обменных курсов евро.
В течение большей части 2022 года Китай продолжал проводить политику нулевых ковиденций, и экономика оставалась под давлением, так как закрытие счетов снижало активность.
Однако в четвертом квартале произошел сдвиг: Китай стал проводить более гибкую политику.
В конце года Пекин также объявил, что с января будет возобновлен выезд за границу, а строгие карантинные правила для иностранных туристов будут смягчены.
Расслабление в Китае будет способствовать поддержке еврозоны за счет торговых потоков, а также уменьшит возможности для защитного спроса на доллар, если рынки акций пойдут вперед.
Danske Bank отмечает важность Китая. Он отмечает: «Положительным моментом является то, что Китай, скорее всего, ослабит ограничения Covid в течение 2023 года, что благоприятно скажется на экономике еврозоны и евро».
Goldman, однако, более осторожен и также ожидает, что юаню будет трудно продвинуться вперед: «Ренминби также будет трудно привлечь значительный приток портфелей, учитывая все еще сложный процесс возобновления операций и менее привлекательные преимущества доходности».
Socgen отмечает сезонный элемент: «Пара ослабевает каждый год в январе, феврале и марте с 2019 года».
Банк добавил: «Волатильность в облигациях периферийных стран в сочетании с устойчивостью рынка труда США может прервать восходящую траекторию».
Unicredit ожидает волатильность без четкого направления в течение большей части 2023 года; «основные центральные банки, вероятно, закончат ужесточение к 1 кварталу 23 года и начнут новые циклы смягчения только в начале 2024 года, что мы учли в нашем сценарии, неявно создавая девятимесячный вакуум, в котором волатильность, вероятно, будет преобладать над тенденциями основных валютных курсов».
Scotiabank ожидает, что оптимизм в конечном итоге возобладает: «В целом, мы считаем, что у доллара есть возможность укрепиться и скорректировать некоторую слабость, проявившуюся в 4 квартале, по мере приближения Нового года, но краткосрочные достижения все еще могут уступить место среднесрочной слабости, поскольку рынки ожидают пика инфляции в США/пика ФРС».
Что касается евро, MUFG добавил: «Потенциал роста будет ослаблен, если мировые рынки акций продолжат корректироваться вниз в ответ на «ястребиную» политику и усиление опасений по поводу «жесткой посадки» мировой экономики, что будет способствовать росту доллара США в целом».
Nordea считает, что высокая вероятность ралли на фондовых рынках в новом году (что будет способствовать ослаблению доллара США), а также дифференциал ставок, который изменился в пользу евро, означают высокую вероятность того, что курс EURUSD поднимется еще выше текущего уровня 1,06.
Nordea, однако, ожидает, что оптимизм быстро угаснет: «мы видим, что акции будут падать на фоне более высоких ставок, чем ожидают рынки в настоящее время».