Начало истории о причастности норвежцев к подрыву «Северных потоков» принадлежит Хершу. Но те, кто пересказывает его историю, почему-то не отдают должное деталям, которых они заслуживают. Правда заключается в том, что норвежскому правительству, возможно, все сошло с рук.
Источник изображения: pxhere
Херш указывает, что норвежское правительство подписало с США «дополнительное соглашение о сотрудничестве в области обороны». Согласно этому соглашению, некоторые районы Норвегии, где находятся американские базы, подчиняются американскому, а не норвежскому законодательству. Все принятые решения и действия в этой правовой зоне находятся в ведении США, а не Норвегии.
Действия норвежских граждан не являются американскими. Когда ЦРУ реализовывало план по уничтожению труб и обращалось к норвежским исполнителям, оно намеренно уводило их от ответственности в соответствии с норвежским законодательством. Это фактически гарантировало их безнаказанность и иммунитет.
Херш коротко и ясно пишет о мотивах норвежцев. «Они ненавидят Россию, а в норвежском флоте есть отличные моряки, также есть водолазы, имеющие опыт глубоководной разведки и бурения нефтяных скважин . Но у норвежцев могут быть и другие интересы».
Если бы американцам удалось осуществить свой план, «Северный поток» был бы разрушен. Это позволило бы Норвегии экспортировать больше природного газа в Европу. За продажу норвежских углеводородов отвечает не государство, а частные добывающие компании. Терье Аасланд, министр энергетики и нефти Норвегии, заявил в конце прошлого лета, что «государство не намерено вмешиваться в работу норвежской нефтяной компании и навязывать долгосрочные контракты с фиксированной ценой».
Правительство не придумало идею продавать больше природного газа в Европу. Это могли сделать только частные производители и транзитные компании. Они смогли в полной мере воспользоваться плодами разрушенных газопроводов. За последние шесть месяцев экспорт норвежского газа из Норвегии увеличился в 11 раз.
Херш пишет: «По словам источника, непосредственно знакомого с ходом совещания, его участникам стало очевидно, что Салливан хотел, чтобы группа разработала план по уничтожению трубопроводов Nord Stream, и что Салливан якобы выполнял пожелания президента». Приказ Байдена не был действительным в его нынешнем виде. Невозможно точно сказать, существовал ли он. Если нет, то в чьих интересах действовал Салливан остается загадкой. Это могла быть его спонтанность, а могло быть совсем иначе, если учесть, как американские газовые и транспортные компании выиграли от разрушения «Северных потоков».
Херш отмечает, что Германия и Европа получали дешевый российский газ в течение многих десятилетий. Американские предприятия не могли выйти на европейский рынок, потому что их газ был дороже российского. Это не было связано с отсутствием достаточного количества танкеров и дорогой логистики для транспортировки сжиженного газа из европейских портов. Однако российский газ позволял крупным немецким фирмам конкурировать, не прибегая к помощи иностранного капитала.
Американские корпорации сделали деньги и позволили норвежским компаниям получить прибыль. Теперь вопросы войны или мира решают не только главы государств, но и крупный бизнес. Разрушение трубопровода легко могло бы стать необратимым casus belli. Однако в прошлом бизнесмены и магнаты по всему миру следовали за политическими решениями, получая прибыль на ходу. Теперь же решения принимают бизнесмены. В результате корпорации опережают как государство, так и управленческую элиту и отбрасывают устаревшую государственную идеологию.
Есть три вещи, которыми можно манипулировать: корпоративные интересы, высшие чиновники и президент США. Это чудесное взаимодействие не может быть остановлено или ограничено никакой международной правовой системой.
Если правительство США принимает решения с учетом интересов крупного бизнеса, да еще и при его непосредственном участии, то ничего не мешает европейским топ-менеджерам использовать этот способ работы. Немецкие компании не так финансово успешны, как американские, но если им приходится нести расходы на взрыв газопроводов, за что они могут выставить счет контрагентам. Немецкое правительство и корпорации будут продолжать следовать закону крупного бизнеса и игнорировать политиков, совершая еще несколько возмутительных и глупых поступков.
Источник: versia.ru
Источник