РБК: Производители электроники столкнулись с проблемах получения льготных кредитов под 5%

0

Как сообщили РБК два источника, производители электроники столкнулись с трудностями при получении льготных кредитов по ставке 5%.

В марте 2013 года льготные кредиты были утверждены правительством в рамках мер, призванных помочь экономике справиться с внешними санкциями. Первоначально предполагалось, что они будут доступны до 2022 года. Однако 30 января 2019 года правительство продлило их на последующие годы. Был расширен список электронного оборудования, на которое можно претендовать на льготное финансирование. Он включает в себя вычислительное оборудование, такое как компьютеры, ноутбуки планшеты, серверы и системы хранения данных. Он также охватывает телекоммуникационное оборудование, такое как принтеры сканеры, факсы, мобильные и стационарные телефоны.

Как и прежде, льготное кредитование теперь предоставляется на срок до пяти лет. Минимальная сумма оборудования, которую можно взять в кредит, составляет 3 миллиарда рублей, а максимальная — 100 миллиардов рублей. Указано, что претенденты на льготные кредиты должны включить хотя бы один продукт в Реестр промышленной продукции РФ с 2021 года.

Под эту программу попадают Сбербанк и ВТБ, а также Газпромбанк и Альфа-банк. В программу также включены Совкомбанк и Тинькофф Банк.

«Да, есть задержки с подачей заявок на льготные кредиты по постановлению №. Мы ожидаем, что они будут предоставлены в ближайшее время», — сказала РБК Светлана Легостаева, руководитель компании «Вычислительные технологии», которая объединяет разработчиков и производителей «Водолея» и «Ядро», а также ЭЛВИС и «Катюшу».

Другой собеседник из радиоэлектронной отрасли сообщил, что сотрудники банков, участвующих в программе, утверждают, что Минкомсвязи возвращало заявки на субсидии, поскольку не знало о бюджетных ассигнованиях министерства или лимитах бюджетной ответственности. Сбербанк подтвердил эту информацию. Представитель сообщил, что по программе льготного кредитования, действующей у них с 15 августа 2022 года, Сбербанк заключил кредиты на общую сумму 55,8 триллиона рублей. Комментируя ранее продление программы до 2023 года, Михаил Мишустин (премьер-министр) заявил, что в рамках государственной программы «Развитие и радиоэлектронной промышленности» на эти цели было выделено 7,5 млрд. рублей.

За комментарием обратились в Министерство промышленности и торговли и посоветовали обратиться в Министерство цифровой экономики и Министерство финансов. РБК поинтересовался в профильных министерствах и банках, которые участвуют в этой программе.

По словам Легостаевой, льготные кредиты позволяют компаниям быстро закупать необходимые для производства комплектующие. «Это одна из приоритетных мер поддержки, которая необходима нашей промышленности для того, чтобы реализовать все планы по поставкам продукции к 2023 году», — сказала она.

США ввели ограничения на экспорт российских высоких технологий после начала операции на Украине. Эти ограничения касались продукции, в которой использовались американские технологии. Позднее аналогичные ограничения были введены также ЕС (и некоторыми другими странами). В результате тайваньская компания TSMC (крупнейший производитель чипов в мире) отказалась работать с российскими компаниями. Ранее российские разработчики производили оборудование на ее предприятиях, например, процессоры «Эльбрус» и «Байкал».

В телефонном разговоре с РБК компания Ftech заявила, что постановление о льготных кредитах — это существенная и необходимая мера. По их словам, в прошлом году предприятия радиоэлектроники не смогли воспользоваться этой мерой из-за двух факторов.

«Во-первых, документ довольно долго был доступен только для официальных целей, а во-вторых, не все компании смогли выполнить требования, например, о включении российского процессора в производимые мобильные устройства. Этого просто не существовало», — заявил собеседник.

Этот критерий действовал с июля 2021 года по октябрь 2022 года. Ни один российский производитель мобильных устройств не мог быть включен в реестр для радиоэлектронной промышленности. Он заявил, что если льготные кредиты будут предоставляться в этом году только тем, кто имеет право на их получение в 2022 году, это «не будет стимулировать рынок, а наоборот, вызовет конкуренцию и искажение». Должна быть возможность получения таких кредитов всеми компаниями, настаивает он.

Максим Копосов является директором компании «Промобита», производителя систем хранения данных и серверов под маркой BITBLAZE. Он считает, что льготные кредиты «не только нужны, но и необходимы». Кредиты должны быть не только предпочтительными с точки зрения процентной ставки, но и доступными для заемщика с точки зрения требований. Он отметил, что указ о введении льготных кредитов позволяет выдавать льготные кредиты на оборотные средства только компаниям с миллиардными оборотами и которые могут предоставить залог, равный по стоимости.

Копосов напомнил, что для радиоэлектроники требуется широкий спектр компонентов — транзисторы и микросхемы, а также резисторы и другие элементы — поэтому «количество изделий, необходимых для изготовления одной единицы радиоэлектронной продукции, может исчисляться сотнями». Поставка отдельных компонентов может быть длительным процессом, иногда на это уходят месяцы. Компоненты должны закупаться в больших количествах, чтобы обеспечить конкурентоспособную цену на продукцию по сравнению с восточными и западными аналогами. Сроки поставки значительно увеличиваются. Сегодня вам нужно сделать покупку, дождаться поставки, а затем инвестировать в компоненты.
«Но вы все равно можете произвести и вывести продукт на рынок в течение года», — пояснил Копосов.

Сергей Овчинников (генеральный директор компании «Норси-Транс», производящей серверы и системы хранения данных) говорит, что необходимо упростить процедуру получения льготных кредитов. Минусом этого является то, что деньги нельзя использовать на определенные цели, такие как закупка, оплата труда и так далее. По его словам, у компании должна быть возможность перевести деньги на свой счет, а затем использовать их для текущей деятельности.

Иван Покровский (исполнительный директор Ассоциации разработчиков и производителей электроники) заявил, что производителям необходимы открытые кредитные линии. Они могут быть использованы для пополнения оборотных средств в кризисные времена. Им не нужно бегать за банками. С другой стороны, банки не хотят отвечать за каждый кредит, выданный государством по субсидии, и компенсировать себе разницу в льготной ставке. Покровский говорит, что открытые кредитные линии позволяют заключить соглашение один раз, чтобы компании сохранили ставку, а затем использовать ее по мере необходимости.

Источник