12, 13 и 14 июня на основной сцене Театра Наций состоится премьера спектакля «Бовари» режиссера Андрея Прикотенко. В главных ролях – Александра Ревенко, заслуженный артист России Александр Семчев и заслуженная артистка России Елена Морозова.
В основе постановки — роман французского писателя Гюстава Флобера «Госпожа Бовари», один из главных литературных шедевров XIX века. Его сюжет строится вокруг нетипичной для того периода героини — молодой женщины, которая не захотела довольствоваться судьбой скромной супруги провинциального врача, и решилась последовать за мечтами о красивой жизни, наперекор общественным нормам. На автора даже подавали в суд за оскорбление общественной морали, ведь в XIX веке во Франции существовал специальный закон, запрещающий распространять сочинения, «наносящие непоправимый урон общественной или религиозной морали и человеческой нравственности».
В поисках сценического воплощения романа режиссер Андрей Прикотенко решил вывести сельского врача Шарля Бовари из тени его супруги Эммы, сделал его полноправным главным героем и сократил название спектакля до фамилии — «Бовари».
«В определенной степени это даже закономерно, — говорит Андрей Прикотенко. — Роман Флобера начинается с длительного описания биографии Шарля: детство, школа, медицинский колледж… Эмма появляется только тогда, когда мы думаем, что роман о Шарле. Финал истории тоже принадлежит ему. Более того, финалу предшествует сюжет освобождения Шарля от кружев адовой мещанской пошлости, его символического восхождения. На похоронах Эммы он проклинает всех, весь мир, самого бога и становится чуть ли не античным героем, вступая в противоборство с теми силами, выиграть у которых невозможно».
Следуя мысли Владимира Набокова, что с точки зрения стиля роман «Госпожа Бовари» — «проза, берущая на себя обязанности поэзии», Прикотенко выстраивает особый художественный мир спектакля. Его соавтор — художник-сценограф и художник по костюмам Ольга Шаишмелашвили, лауреат премии «Золотая маска». Она создала пространство, которое стало самостоятельным действующим лицом, живущим по своим суверенным законам.
«Пространство в этом спектакле — камера обскура, в которой преображается мир, в ней можно увидеть такие тонкие и почти невидимые черты, какие не увидишь, не создав этой оптики. С ее помощью мы можем заглянуть в подсознательное, затаенное, исповедальное; забраться туда, куда обычно театру не добраться, оказаться там, где ему быть несвойственно, где обычно он рассыпается, или застывает, или перестает быть театром», — говорит Андрей Прикотенко.
Фото: пресс-служба Театра Наций