Третьяковская галерея открывает самый ожидаемый проект 2023 года — выставку Николая Константиновича Рериха (1874–1947), одного из наиболее известных русских художников конца XIX – первой половины ХХ века. Крупнейшая монографическая выставка, приуроченная к юбилею мастера, раскрывает перед зрителями панораму его творчества. Особое внимание уделено опытам Н.К. Рериха в разных видах искусства, а также его путешествиям по России и Азии. Экспозиция позволит получить представление об особенностях мировоззрения художника и оценить его вклад в развитие искусства XX века.
Яркая жизнь Рериха подобна удивительной легенде. Его жизненный путь начался в России, продолжился в Европе и Америке, а завершился в Индии. Он создал свыше 5 000 произведений, был автором множества статей и книг, возглавил две масштабные научные экспедиции, инициировал первое международное соглашение о защите культурных ценностей – Пакт Рериха, участвовал в археологических раскопках.
Выставочный проект Третьяковской галереи ставит перед собой задачу представить Рериха не только как «мастера гор», но и как художника, стремившегося к творческой реализации в области архитектуры и театра. Экспозицию составили как знаменитые произведения автора —«Гонец. „Восста род на род“» (1897) и «Заморские гости» (1901, обе — Государственная Третьяковская галерея), — так и малоизвестные работы. Впервые в Москве будут показаны шедевр Рериха «Сокровище Ангелов» из Государственного комплекса «Дворец конгрессов» в Санкт-Петербурге и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми (1907) из Пермской государственной художественной галереи. В специальном павильоне экспонируются восемь панно «Богатырского фриза» (1910, Государственный Русский музей), исполненные мастером на сюжеты русских былин для дома промышленника Ф.Г. Бажанова в Санкт-Петербурге. Специально к открытию выставки был завершен первый этап реставрации самого крупного произведения из собрания Третьяковской галереи — задника к легендарным «Половецким пляскам», представленным С.П. Дягилевым в 1909 году в Париже.
Экспозиция разделена на три части. Выставку открывает «Гонец. „Восста род на род“» — первая картина художника, приобретенная П.М. Третьяковым. Первая часть знакомит зрителей с русским периодом творчества Рериха. Пространство зала представляет собой крест, вписанный в квадрат, а произведения сгруппированы по разделам. В разделах «Язычество» и «Начало Руси» раскрывается творческий интерес Николая Рериха к древнему прошлому. Серия этюдов древнерусских городов показана в разделе «Памятники русской старины», где также экспонируются эскизы росписей и мозаик Рериха для церквей. В раздел «Святость» вошли образы святых и подвижников, в том числе знаменитая картина «Пантелеймон-целитель» (1916, Государственная Третьяковская галерея). А в разделе «Бой земной и небесный» представлены произведения, особое внимание в которых сосредоточено на изображении неба.
В основу архитектурного решения второй части экспозиции положен круг — аллегория колеса сансары. Одно из центральных мест здесь занимает серия «Майтрейя» (1925, Нижегородский государственный художественный музей), написанная Рерихом во время Центрально-Азиатской экспедиции. Разделы «Путь индийский», «Гималаи», «Криптограммы Востока» представлены картинами странствий «Великая стена» (1935), «Твердыни Тибета» (1931–1932, обе — Государственный музей искусства народов Востока), «Меч Гэссэр-хана» (начало 1930-х), «Тень Учителя. Тибет» (1932, обе — Государственная Третьяковская галерея), «Кришна» (1946, Государственный Русский музей) и серией гималайских этюдов.
Третья часть выставки посвящена работе Рериха в театре. Здесь представлены эскизы к знаменитым постановкам «Князь Игорь», «Снегурочка», «Пер Гюнт» и «Весна священная». В этой части выставки впервые в процессе реставрации будет показан публике задник к легендарному балету на музыку А.П. Бородина «Половецкие пляски» — созданный по эскизам Рериха «Половецкий стан». Для работы с масштабным полотном (10 х 23 метра) отдел реставрации масляной живописи XVIII – начала XX века под руководством А.И. Голубейко сконструировал и изготовил уникальную валовую конструкцию, позволяющую реставрировать это крупноформатное произведение в вертикальном положении. Проведение первого этапа реставрации было осуществлено при финансовой поддержке Банка ВТБ и БФ «Транссоюз». Возвращение подобного раритета, свидетеля блистательных выступлений «Русских балетов» С.П. Дягилева, а затем и «Русского балета колонеля де Базиля», наследовавшего традиции, репертуар, исполнительский состав и декорационную базу дягилевских сезонов, станет значимым культурным событием.
Вошедшие в состав проекта произведения из музейных собраний России и ближнего зарубежья представляют наследие художника как целостное явление не только отечественной, но и мировой культуры. Выставка раскрывает многогранный талант Рериха, все творчество которого пронизано идеями миролюбия и веры в преображающую силу культуры.
Генеральным спонсором проекта выступил Банк ВТБ — давний друг и один из крупнейших партнеров Третьяковской галереи. С 2002 года банк входит в состав Попечительского совета музея, а с 2003-го регулярно поддерживает крупнейшие выставочные проекты Галереи. За время сотрудничества Банк ВТБ выступил генеральным спонсором многих важных проектов, среди которых выставки Наталии Гончаровой, Валентина Серова, Ивана Айвазовского, Ильи Репина, Михаила Врубеля и других великих русских художников.