Письмо Рузвельта Сталину и «эпохальные» документы: новая выставка раскрыла тайны Великой Отечественной

0

Среди экспонатов — тайный документ, иллюстрирующий знаменитый сериал «Семнадцать мгновений весны»

Для москвичей и гостей столицы открылась выставка, рассказывающая о событиях, относящихся к «сердцевине» Великой Отечественной – периоду с ноября 1942 по ноябрь 1944 года. В экспозиции, которую подготовили специалисты Росархива, представлены в том числе документы, никогда раньше не демонстрировавшиеся публично.

Уже из самого названия новой историко-документальной выставки, открывшейся в Выставочном зале Федеральных архивов, — «Великая Отечественная война. 19 ноября 1942 – 7 ноября 1944», —  можно понять, о каких событиях той грандиозной военной страды рассказывают представленные здесь экспонаты. Хотя на самом деле даже самых «прозорливых» посетителей здесь ждет немало сюрпризов, открытий.

— Это следующая «серия» из цикла историко-документальных выставок, посвященных самой страшной и кровопролитной войне в истории человечества, — поясняют сотрудники Выставочного зала. — В предыдущие несколько лет у нас уже можно было видеть экспозиции «Мюнхен-38. На пороге катастрофы», «1939 год. Начало Второй мировой войны», «Накануне Великой Отечественной. 1 сентября 1939 – 22 июня 1941». В прошлом году посетители могли увидеть выставку «Великая Отечественная война. 22 июня 1941 – 19 ноября 1942». И вот теперь последовало продолжение. Открывающаяся сейчас экспозиция рассказывает о том двухгодичном интервале, который считается ключевым периодом Великой Отечественной войны: от начала советского контрнаступления под Сталинградом 19 ноября 1942-го до освобождения от немецко-фашистских захватчиков территории Советского Союза к ноябрю 1944-го.

На выставке демонстрируются более 300 документов, а также фотографий, военных карт, аудиозаписей, фрагментов кинохроники… Эти документальные свидетельства предоставили для экспозиции крупнейшие государственные архивы России и Белоруссии, архивы Минобороны, ФСБ, Службы внешней разведки, несколько музеев… Документы и фотографии, показываемые здесь, помогут увидеть эту грандиозную эпопею с разных, порой неожиданных сторон.

В числе самых важных документов, которые можно увидеть в экспозиции, — советский ультиматум командующему окруженными немецкими войсками Ф. Паулюсу (на немецком и русском языках): «Представитель Ставки верховного главнокомандования Красной Армии. Командующему окруженной под Сталинградом 6-й немецкой армии генерал-полковнику Паулюсу или его заместителю. …Положение ваших окруженных войск тяжелое… Суровая русская зима только начинается, …а ваши солдаты не обеспечены зимним обмундированием и находятся в тяжелых антисанитарных условиях…. Вы, как командующий… отлично понимаете, что у вас нет никаких реальных возможностей прорвать кольцо окружения… Во избежание напрасного кровопролития предлагаем вам принять следующие условия капитуляции: 1) Всем германским войскам… прекратить сопротивление…»

А вот еще один не менее «эпохальный» документ – акт о встрече частей Волховского фронта с частями Ленинградского фронта, означавший долгожданный прорыв блокады и создание сухопутного «коридора» для связи Ленинграда с «большой землей»: «…18.1.43 г. в 9.30 на восточной окраине Рабочего поселка №1, прорвав блокаду Ленинграда, встретились – 1-й отдельный стрелковый батальон 123 отдельной стрелковой бригады Ленинградского фронта во главе с зам. командира по политчасти майором Мелконян, ст. лейтенантом Калуговым, сержантом Анисимовым, с другой стороны – 1-й стрелковый батальон 1240 стрелкового полка 372 стрелковой дивизии Волховского фронта во главе с начальником 1 отделения штаба 372 дивизии майором Мельниковым и командиром разведроты ст. лейтенантом Ишимовым…» Акт подписан всеми упомянутыми командирами.

Некоторые из представленных на выставке документов посвящены вопросам организации конференции лидеров трех стран-союзниц, открытию второго фронта, а также будущей судьбе разгромленной нацистской Германии и ее лидеров.

Вот, например, личное письмо президента Рузвельта, отправленное в Кремль 5 мая 1943 года:

«Мой дорогой г. Сталин. …Наиболее простым и наиболее практичным методом, …была бы неофициальная и совершенно простая встреча между нами… Я предлагаю, чтобы мы встретились либо на Вашей, либо на моей стороне Берингова пролива…»

Весьма красноречивая информация об истинных настроениях западных союзников содержится в шифротелеграмме, отправленной в 1-е управление НКВД СССР из Лондона 23 февраля 1943 года: «…Американский военный атташе в беседе… с едва скрываемой тревогой спрашивал, где же немцы остановят наступление Красной Армии… Кроме того высказал мнение, что как бы молодые советские генералы не возомнили себя наполеонами и вздумали бы организовать поход на Берлин, Париж и другие столицы мира…»

Эффективным способом помешать армии СССР освободить от «коричневой чумы» всю Европу для западных союзников был лишь вариант с открытием второго фронта. Однако данный стратегический проект оказался очень растянутым во времени. Яркая иллюстрация к этой долгоиграющей эпопее – письмо, направленное начальнику Генштаба маршалу Василевскому 30 мая 1944 года из американской военной миссии в Москве: «…Мы получили указание от начальников объединенных англо-американских штабов передать Вам следующее сообщение: приготовления к «Оверлорд» (кодовое обозначение десантной операции союзных войск в Нормандии – А.Д.) близки к завершению. Точная дата вторжения рассчитывается на прилив и отлив, Луну и погоду. Предполагаемая дата вторжения, учитывая это время, будет 5 июня…» Как известно, все-таки и указанный срок оказался союзниками нарушен.

А вот это уже из серии «Юстас – Алексу». Документальная иллюстрация к знаменитым «Семнадцати мгновениям весны». Шифротелеграмма от нашей агентуры в 1-е управление НКГБ о попытках немцев организовать в Швейцарии сепаратные переговоры с американцами: «…находящийся в Швейцарии… известный вам Даллес сообщил, что к нему приезжал из Германии лично генерал фон Браухич, который заявил, что от имени группы генералов предлагает мир…»

В экспозиции выставки представлены несколько листков с грифом «совершенно секретно» — сообщения о развернутых на Западе работах по урановому проекту.

«Заместителю председателя Совета Народных Комиссаров Союза ССР тов. В.М. Молотову. Докладная записка. …выяснилось, что еще в мае 1939 года в Англии начались в секретном порядке систематическая, организованная и руководимая специальным Правительственным комитетом работа по определению возможности получения сверхвзрывчатых веществ путем использования ядерной энергии атомов урана… В СССР проблема урана разрабатывается менее интенсивно, а в Англии и в Америке более интенсивно, чем в довоенное время… Проф. И. Курчатов. 27.10.42».

Из секретного распоряжения ГКО от 11 февраля 1943 года, подписанного Молотовым, можно узнать, что «в целях более успешного развития работы по урану» среди прочих решений есть и такое: «Обязать Ленсовет… обеспечить демонтаж и отправку в Москву оборудования циклотрона Ленинградского физико-технического института». Такой уникальный груз был перевезен, оказывается, по «дороге жизни» из блокадного кольца на «большую землю».

Кстати, еще о блокадном Ленинграде. На одном из стендов демонстрируется шифровка, датируемая 20 февраля 1943 года, которая имела важнейшее значение для судеб тысяч остававшихся в окруженном врагами городе людей, — им увеличили, наконец, хлебный паек: «Ленинград, горисполком, Попкову… Совнарком Союза разрешает, начиная с 21 февраля перевести гражданское население г. Ленинграда… по установленным контингентам на нормы снабжения хлебом, действующие в Москве, а именно: рабочим 600 граммов, служащим 500 граммов, иждивенцам и детям 400 граммов…»

В дополнение к продовольственной теме. Очень интересно взглянуть на справку, подготовленную для Сталина в апреле 1943-го и содержащую информацию о пищевой ценности пайков Красной Армии и германских войск. Оказывается, у нас максимальная калорийность по высшей (№1) норме довольствия боевых частей действующей армии составляла 3547 калорий, а в германской армии аналогичный показатель выглядел куда скромнее: всего 2695 калорий. В документе указаны и конкретные данные. Для летчиков и служащих других наиболее значимых подразделений советских войск полагалось ежедневно выделять по 900 граммов хлеба, 150 граммов мяса, 100 граммов рыбы, 35 граммов сахара… Даже самые высокие нормы снабжения солдат вермахта проигрывают: хлеба – 600 граммов, мяса — 192 грамма, рыбы – 0 граммов, сахара – 40 граммов…

Весьма красноречиво выглядит и другая статистика, которая приведена в некоторых из демонстрируемых на выставке документах.

Например, к сообщению начштаба партизанского движения о ходе операции «Рельсовая война» (1943 год) приложена таблица с указанием количества рельс, взорванных партизанами на железных дорогах в немецком тылу. «Ленинград – Новгород – 1152, …Псков – Дно – 3231, …Орша – Минск – 3990, …Минск – Бобруйск – 10370, … Брянск – Рославль – 1087…»

Из докладной записки члена ГКО А. Микояна на имя Сталина (декабрь 1942 г.): «…За период навигации (1942 года)… перевезено на западный берег Ладожского озера всех грузов 767176 тонн, в том числе: продовольствия, фуража и бакалейных товаров – 361295 тонн, … танков – 202 шт, … лошадей – 4676 голов… Среднесуточная перевозка всех видов грузов с восточного на западный берег составила 3956 тонн…»

Представлена также ведомость имущества, переданного населением для Красной Армии за весь 1942 год: «…Полушубки – 595307, … валенки – 1564001 пар, … шапки-ушанки и шапки разные – 1920501, …портянки летние – 1050756 пар…».

Среди артефактов, демонстрируемых на выставке, привлек внимание снимок, датированный августом 1942 года. На нем фотограф запечатлел Сталина в танке, — вождь осматривает новую самоходную артиллерийскую установку СУ-152, доставленную на территорию Кремля.

Еще один неожиданный экспонат — паспорт, выданный знаменитому советскому разведчику Николаю Кузнецову в 1940 году. Он оформлен на подставную фамилию – Рудольф Вильгельмович Шмидт, немец по национальности.

Историко-документальная выставка «Великая Отечественная война. 19 ноября 1942 – 7 ноября 1944» будет открыта в Выставочном зале федеральных архивов (Б. Пироговская ул. 17) с 9 декабря 2023 года по 4 февраля 2024 года. Посетить экспозицию можно с 12 до 18 часов ежедневно, кроме понедельника и вторника, а также праздничных дней — 31 декабря, 1, 2, 7, 8, 9 января. Вход свободный при предъявлении документа, удостоверяющего личность. 

Источник