Московские археологи представили находки 2023 года

0

Под землей обнаружился полный ассортимент старинных ярмарок

В столице — как только промерзла земля и лег снежный покров — завершился сезон открытых археологических раскопок. Обследуя культурные слои московского грунта, специалисты обнаружили более 211 тысяч предметов, в том числе 8900 уникальных находок. В преддверии новогодних праздников глава Департамента культурного наследия Алексей Емельянов представил самые яркие находки — преимущественно из центра Москвы, XII–XIX веков. Оказалось, что их перечень сильно напоминает ассортимент русской ярмарки.

— Это сезон был очень интенсивным, — отметил чиновник. — Раскопки шли на общей площади более 9000 квадратных метров, на более чем 600 объектах. Говоря о 8900 уникальных находках, напомню, что за последние 12 лет наши археологи обнаружили около 100 тысяч находок, свыше 37 тысяч за последние 5 лет передано в Государственный музейный фонд (в этом году — 3400).

Археологические полевые работы шли по всей Москве, от Китай-города до ТиНАО, отметил Емельянов. Круглый год идут и камеральная работа (в том числе расчистка от грунта), и последующая реставрация находок — эта стадия может занимать и несколько лет в зависимости от сложности находки и ее состояния.

Среди находок этого года — впечатляющие женские украшения, прежде всего серьги. «Одна из находок на территории Чижевского подворья в Китай-городе — это XII век, в это нужно вдуматься! — говорит Алексей Емельянов. — Мы не спорим с официальной датой основания Москвы — 1147 годом, но можно видеть, что уже в этом же XII столетии жизнь кипела не только в Кремле, но и на Великом Посаде».

Более поздние серьги — цветного металла XVII века и белого металла со вставкой из цветного стекла на столетие младше — подтверждают реноме московских красавиц как ценительниц модных и дорогих украшений, подчеркнул Емельянов.

Вспомним: именно сережки и другой «девичий припас» были одними из главных товаров на любой русской ярмарке — сообразно, конечно, платежеспособности ее посетителей. Находки этого года в Москве — как будто «подземная ярмарка»; следующая большая группа предметов, покупавшаяся на базарах и попавшаяся археологам, — гончарная посуда. Среди «трофеев» ученых — чернолощеные вещи XVII века: кувшинчик, когда-то имевший берестяную оплетку, кубышка для ценного масла или настоек и большая тонкостенная парадная фляга размером почти с морскую мину столетней давности.

Наконец, целые ряды на русских ярмарках занимали игрушки — деревянные и глиняные, резные и расписные. Среди находок этого года — целый комплекс глиняных игрушек XVI–XVII веков в виде людей и животных.

— Игрушки также найдены на территории Чижевского подворья, — рассказывает Емельянов. — Вот, скажем, мужчина в хорошо детализированной зимней одежде и даже с прорезанными на лице бровями. Это не просто рядовой и ходовой товар, игрушка сделана с большой любовью и вниманием.

Есть в находках и более поздние игрушки — например, самоварчик XIX века; стало быть, маленькие москвичи были не прочь поиграть в чаепитие.

В находках этого года были и клады монет — медные времен Павла I и начала XIX века, мелкие серебряные эпохи Екатерины II. Некоторые уже отреставрированы, другие только ожидают приведения в музейный вид. Но куда сложнее реставрировать обнаруженные во время раскопок предметы одежды и обуви — впрочем, и с такими задачами археологи умеют справляться.

— По фрагментам «собрали» сапог пушкинской эпохи, — отметил Алексей Емельянов. — Вообще же в находках есть и лапти, и женские сапожки — все это найдено опять-таки на Чижевском подворье. Конечно, это очень интересная находка, мы бережно проводим реставрационную работу. Если нам везет и археологические предметы оказываются крепкими, они сохраняются.

Крепче остальных предметов — если, конечно, не разбивается — оказывается керамика. В частности, изразцы — в находках этого года от XVI до XVIII века можно проследить их эволюцию. А позапрошлое столетие дает и образцы промышленного изготовления — например, бутылки от минеральной воды фирмы Ланина. Большинство находок будут переданы «по профилю» — в Музей Москвы.

Источник