В Москве нашлись места, которые могут стать культовыми

0

Что в Москве напомнит о Драконе

Впереди — приход года Дракона. И хотя этот виртуальный зверь еще не вступил в права хозяина очередного 12-месячного цикла, однако он уже достиг пика популярности среди наших сограждан. А где же найти нового кумира публики в реальной жизни? Корреспондент «МК» решил изучить драконью популяцию, обосновавшуюся в Москве, — среди ее архитектурных достопримечательностей.

Наступающий 2024-й — трудный для нашего брата-репортера. То ли дело предыдущие годы! Кролик, Тигр, Бык, Крыса, Свинья, Собака… Реальные животные, реальные истории про них — пиши не хочу! А нынче пришла мода на Дракона — единственного из всех символов восточного календаря, который не имеет прямого аналога среди животных, обитающих на планете. И как делать газетные заметки о том, чего нет?

Не путать со змием

Впрочем, живя в Москве, можно найти выход даже из такой тупиковой ситуации. Ведь в нашем столичном мегаполисе найдется все! В том числе и драконы. Было бы желание, настойчивость — и тогда, побродив по городу, удастся обнаружить изображения этих загадочных существ, которые украшают некоторые очень и не очень известные памятники архитектуры и так называемые малые архитектурные формы.

После предпринятой поисковой экспедиции приходится, правда, констатировать, что систематизации — разделению на семейства-виды-подвиды — увиденная сказочная живность не поддается, тут никакой Карл Линней не справился бы. Ведь в каждом конкретном случае «архитектурный» дракон — это плод фантазии мастеров, проектировавших здание и его наружную отделку.

Есть еще одна закавыка. В книгах, справочниках, описаниях основательно перепутались два персонажа — дракон и змий (змей). Где-то утверждается, что это едва ли не синонимы. В других источниках даны критерии, позволяющие все-таки отличить одного от другого. Оказывается, по мнению некоторых специалистов в области геральдики, едва ли не главным внешним признаком является количество лап: у змия их четыре, а у дракона — две. Увы, сами художники и скульпторы, давным-давно изображающие таких иррациональных персонажей, тоже запутались в особенностях их физиологического строения, так что порой созданные ими драконы оказываются четвероногими.

Для чистоты эксперимента корреспондент «МК», проводя «перепись» московских драконов, решил исключить из списка геральдических персонажей, которые фигурируют на столичном и многих других гербах — тех, где изображен Георгий-Победоносец. Все-таки, отталкиваясь от христианских канонов, в данном случае мы имеем дело с событием, которое упоминается как «Чудо Георгия о змие». То есть этот святой расправился не с драконом, а с иным чудищем.

Зилант и компания

Наверное, самым знаменитым драконом в нашем городе является Зилант, который «угнездился» на шпиле главной башни Казанского вокзала. Архитектор Алексей Щусев, строивший в начале ХХ века это здание, увенчал его самую высокую точку позолоченной фигуркой крылатого, двуногого и хвостатого существа, изображение которого издавна присутствовало на гербе Казани. Так что родословная московского «железнодорожного» дракона никаких сомнений не вызывает.

Целый выводок дракончиков-подростков обитает в самом центре Москвы, неподалеку от храма Христа Спасителя. Четыре забавные фигурки со свернутыми спиралью хвостами поддерживают балконы на фасаде дома №1 по Соймоновскому проезду, который больше известен как «Дом Перцовой». Внешний облик этого чудо-терема оформлен по эскизам замечательного русского художника Сергея Малютина. Он же придумал все элементы декоративного оформления здания, в числе которых и квартет «дракошек». Правда, в некоторых описаниях этого оригинального дома-терема их называют иначе — морскими коньками.

Как известно, главным «рассадником» драконов на планете являются Китай и еще несколько стран Юго-Восточной Азии. Там изображения, фигуры таких чудо-зверей можно встретить чуть ли не на каждом шагу. Но и в нашей Белокаменной существует ведь кусочек «змеефицированного» Китая — бывший дом Сергея Перлова на Мясницкой.

Этот предприимчивый купец занимался чаеторговлей. Основные поставки товара шли, конечно, из Поднебесной. Однако расширять бизнес Перлову мешало наличие нескольких весьма успешных конкурентов. Чтобы добиться преимущества перед коллегами по бизнесу, Сергей Васильевич однажды использовал весьма оригинальный, говоря современным языком, маркетинговый ход.

Узнав о предстоящем приезде в Москву на церемонию коронации нового российского императора Николая II канцлера Китайской империи Ли Хунчжана, торговец решил изменить уличный фасад своего недавно построенного дома на Мясницкой, придав ему стилизованный китайский вид, — этакий дом-пагода посреди старых московских кварталов.

Расчет «креативщика» строился на том, что вельможа с Востока наверняка заинтересуется данным сооружением, захочет его получше рассмотреть. Во время визита можно будет ближе познакомиться с высокопоставленным китайским сановником, а там, глядишь, и выгодный контракт на поставки чая удастся заключить, имея такого покровителя в верхах Поднебесной империи.

Проект перестройки домовладения Перлова «на китайский лад» подготовил архитектор Карл Гиппиус. Среди богатого декоративного убранства фасада можно увидеть в том числе фигурки змей, драконов…

Однако тонкий психологический расчет Перлова не сработал, и восточный вельможа внимания его эксклюзивной постройке на Мясницкой не уделил. Зато «китайский домик», в нижнем этаже которого купец открыл специализированный магазин по продаже чая, с тех пор пользуется большой популярностью среди москвичей. Ну а для темы нашей экспедиции важно, что Дом Перлова — одно из тех архитектурных памятников столицы, где можно увидеть изображения драконов.

Следующее место обитания этих диковинных зверей в Первопрестольной — неподалеку от упомянутого «перловского» шедевра, рядом с Чистыми прудами. У пересечения Покровки с Бульварным кольцом можно увидеть многоэтажное здание (Чистопрудный бульвар, дом 14, строение 3), которое является бывшим доходным домом при церкви Троицы на Грязех. Однако среди краеведов и историков, любителей московской старины за этой постройкой закрепилось другое название, используемое в обиходе еще с дореволюционных времен, — «Дом со зверями».

Здание, возведенное в 1908–1909 гг., привлекает внимание своим внешним видом. Его фасады на уровне второго-третьего этажа покрыты ковром из барельефов, созданных по эскизам известного художника Сергея Вашкова. За основу рисунка этих украшений он взял узоры, увиденные на знаменитом памятнике древнерусской архитектуры — построенном в XII веке во Владимире Дмитриевском соборе. Наряду с другими персонажами — львами, грифонами, химерами, птицей Сирин — здесь изображены также и драконы.

Зеркальный тяжеловес

Упомянем и некоторые другие «драконьи» адреса Москвы. Правда, эти объекты расположены уже подальше от исторической части города.

В Юго-Восточном административном округе в районе Кузьминки находятся каменные ворота, ведущие на территорию ландшафтного парка, которые украшены сверху скульптурами двух драконов.

А возле входа в крупный торговый центр, находящийся неподалеку от метро «Динамо», несколько лет назад появился оригинальный арт-объект. Художники-витражисты украсили стену изображением огромного дракона, которое собрано из 3 тысяч кусочков зеркала. Это чудо-юдо, благодаря своим размерам, является, едва ли не главным «тяжеловесом» среди всех московских драконов.

Впрочем, конкуренцию ему, пожалуй, может составить «дракоша», обитающий в глубине жилых кварталов неподалеку от Преображенской площади. Там, по соседству с несколькими старыми пятиэтажками, оборудован детский городок, который изобилует скульптурными композициями.

Кое-кто из местных жителей его называет даже «парком юрского периода»: некоторые элементы оформлены рисунками, мозаиками, скульптурами, изображающими доисторических животных. По задумке создателей, одной из здешних малых архитектурных форм стала катальная горка, которая оформлена в виде фигуры притаившегося двухголового дракона. Ребятня, поднявшись наверх — на спину — для этого есть удобная лесенка, — может скатиться вниз по его хвосту.

Источник