Специалисты бережно трудятся над сохранением исторических памятников
Реставрация памятников минувших веков – важнейшая часть жизни современной Москвы: необходимо бережно сохранять то, что передали нам предки. Стали известны планы на 2024 год: специалисты-реставраторы планируют работать над Донским и Алексеевским монастырями, а также над зданием Центросоюза (Росстат) работы архитектора Ле Корбюзье на Мясницкой улице.
Работы по реставрации тех или иных исторических памятников в Москве не прекращаются ни на минуту, однако каждый год можно выделить наиболее важные объекты. В 2024-м таких будет три.
«Продолжится работа над ансамблем Донского монастыря. В прошлом году закончена реставрация пяти из 12 исторических башен, всего готовы девять. Привели в порядок Дом настоятеля, а также фасады и купола «Нового» собора. В этом начнем комплексную реставрацию прясел Восточной и Южной стен, в том числе оставшихся трех башен, продолжим восстановление храма святого Иоанна Златоуста», – говорится в сообщении на официальном Telegram-канале мэра Москвы.
Донской монастырь считается одним из важнейших московских памятников. Он был основан в 1593 году по указу царя Федора Иоанновича в память об избавлении Москвы от войск крымского хана Казы-Гирея. Место выбрали не случайно – монастырь построен на месте полевого лагеря русских войск, сражавшихся с крымчанами (напомним: в XVI веке окрестности нынешней Шаболовки и близко не были Москвой). Кстати, поначалу Донской монастырь был еще и оборонительной крепостью, защищавшей Москву с юго-запада – как, впрочем, и все монастыри, расположенные на аналогичном удалении от Кремля (например, Даниловский, Симонов, Новоспасский, Новодевичий и другие).
Главные и общеизвестные памятники Донского монастыря – Большой собор иконы Донской Божией Матери, один из памятников нарышкинского барокко, а также некрополь, на котором, если выражаться поэтично, покоится вся старая Москва. Среди известных людей, которые нашли там последний покой, архитектор Осип Бове (отстроил Москву после пожара 1812 года), убитый во время Чумного бунта архиепископ Амвросий, литератор Пётр Чаадаев, белогвардеец Антон Деникин, а также «Салтычиха» – московская помещица Дарья Салтыкова, пытками убившая сотни крепостных девок. Ещё на территории Донского монастыря сохранились горельефы, которые когда-то украшали Храм Христа Спасителя (оригинальный, взорванный в 1930-х).
Следующий в московских реставрационных планах на 2024 года – Алексеевский монастырь. Там продолжится разработка проекта реставрации Церкви всех святых, богадельни (училища) и кельи. Специалисты провели научно-исследовательские работы и в прошлом году уже приступили к первому этапу подготовки проектной документации.
Алексеевский монастырь был основан в 1360 году, но изначально находился в окрестностях современной Остоженки – на северо-восточную окраину города его перенесли только после войны с Наполеоном. На протяжении XIX века монастырь активно развивался, расширялось по естественным причинами и принадлежавшее монастырю кладбище, где хоронили представителей знатных московских фамилий. Среди них, кстати, известный архитектор Александр Каминский. Правда, судьба этого некрополя оказалась трагической – в 1930-х годах, отмеченных агрессивным богоборчеством, Алексеевское кладбище превратили в парк, а позднее по нему и вовсе протянули автомобильную эстакаду. Алексеевский монастырь вернули православным только в 2012 году.
Следующее здание, ждущее реставрации в 2024 году, появилось в Москве уже в ХХ веке – речь идет о здании Центросоюза на Мясницкой улице, которое было построено в 1936 году по проекту знаменитого архитектора Ле Корбюзье. Сегодня это имя ассоциируется с лаконичной утилитарной архитектурой без избыточного декора. Правда, его архитектурные решения сегодня стали памятником сами по себе.
В числе прочего будет проведена реставрацию облицовки фасадов из туфа, межэтажных пандусов и других исторических элементов.
Пандус – это своеобразная альтернатива лестнице, которая стала визитной карточкой здания. Вместо ступеней – пологая спираль, которая охватывает все здание от первого этажа до последнего. Ещё одна интересная деталь – плоская крыша, которая, по замыслу архитектора, должна была стать парковкой для сотрудников: Ле Корбюзье верил, что однажды и в Советский Союз придёт автомобилизация и возникнет дефицит парковок. Правда, использовать крышу как парковку до сих пор не догадались.