Эксперты назвали опасные стороны болезни
У знаменитой американской ведущей ток-шоу Венди Уильямс диагностированы афазия и лобно-височная деменция — те же заболевания, которые поразили актера Брюса Уиллиса.
“Решение поделиться этой новостью было трудным и принято после тщательного обдумывания не только для того, чтобы побудить к пониманию и состраданию к Венди, но и для повышения осведомленности об афазии и лобно-височной деменции”, — говорится в заявлении команды по уходу за Уильямс.
Афазия — это разрушительное состояние, которое лишает человека способности общаться, затрудняя ему писать, говорить или даже понимать, что говорят другие, поясняет CNN.
По данным Американской ассоциации изучения речи и слуха, афазия, вызванная повреждением языковых центров головного мозга, часто является результатом черепно-мозговой травмы, инфекции или опухоли в головном мозге или дегенеративного заболевания головного мозга, такого как слабоумие.
Люди с афазией могут испытывать проблемы с подбором слов, использовать слова не по порядку, говорить прерывисто, с запинками или использовать короткие фрагменты речи. Они могут даже придумывать бессмысленные слова и использовать их в своей речи и письме.
По словам ее представителей, Уильямс получила диагнозы афазии и лобно-височной деменции в 2023 году. До этого у Уильямс были диагностированы болезнь Грейвса и лимфедема, и она проходила реабилитацию от злоупотребления алкоголем.
“За последние несколько лет время от времени возникали вопросы о способности Венди обрабатывать информацию, и многие высказывали предположения о состоянии Венди, особенно когда она начала терять дар речи, временами вести себя хаотично и испытывать трудности с пониманием финансовых операций”, — говорится в заявлении.
Лобно-височная деменция, или FTD, — это группа расстройств, вызванных накоплением тау и других белков, разрушающих клетки головного мозга, в лобных долях мозга (за лбом) или височных долях (за ушами). По данным исследования болезни Альцгеймера в Великобритании, это заболевание обычно возникает в возрасте от 45 до 64 лет, отмечает CNN.
“Наиболее распространенное слабоумие у людей в возрасте до 60 лет, FTD может вызывать проблемы в общении, а также изменения в поведении, личности или движениях”, — говорится в заявлении Ассоциации лобно-височной дегенерации.
По данным Национального института старения США, люди с FTD обычно живут с этим заболеванием от шести до восьми лет. От 10% до 30% случаев FTD передаются по наследству. Кроме генетики, других известных факторов риска нет, хотя исследователи изучают, какую роль щитовидная железа и инсулин могут играть в возникновении заболевания.
По словам доктора Генри Полсона, профессора неврологии и директора Мичиганского центра болезни Альцгеймера при Мичиганском университете, поскольку его симптомы начались с затрудненной речи, Брюс Уиллис был классифицирован как страдающий типом FTD, называемой первичной прогрессирующей афазией.
“Афазия на самом деле означает проблемы с речью, и они могут варьироваться от проблем с подбором слов до понимания того, что говорят люди. Это может произойти из-за опухоли головного мозга, инсульта или прогрессирующего нейродегенеративного заболевания”, — сказал Полсон.
“Поскольку его диагноз — лобно-височная деменция, у мистера Уиллиса явно прогрессирующее нейродегенеративное заболевание, в отличие от инсульта, опухоли или какого-либо другого поражения головного мозга”, — добавил он.
Существует два других типа FTD. Поведенческий вариант лобно-височной деменции (bvFTD), характеризуется изменениями в исполнительных функциях, мышлении и планировании.
Другой тип поражает двигательные нейроны и может проявляться в неспособности глотать, ригидности мышц и трудностях с использованием кистей рук для “выполнения движений, несмотря на нормальную силу, таких как трудности с нажатием кнопок или управлением небольшими приборами”, согласно Национальному институту по проблемам старения.
Вначале может быть трудно точно определить, какой тип FTD у человека — или даже является ли это FTD, — потому что симптомы и порядок их появления могут варьироваться от одного человека к другому и зависеть от того, какие части лобных или височных долей поражены.
По данным Национального института по проблемам старения, при поведенческом FTD у людей редко возникают проблемы с памятью. Вместо этого они с трудом планируют и упорядочивают свое мышление и испытывают трудности с расстановкой приоритетов. Они могут повторять одно и то же действие или слово снова и снова, терять интерес к жизни и действовать импульсивно — произносить неподобающие слова или делать то, что другие могут воспринять как смущающее.
При первичной прогрессирующей афазии, или ППА, у человека могут возникнуть проблемы с произношением или пониманием слов или он может невнятно произносить речь. Со временем они могут не узнавать знакомые лица и предметы. Некоторые могут стать немыми.
“Первичная прогрессирующая афазия может начинаться с трудностей при простом подборе слов, поэтому люди начинают использовать более простые или обобщенные слова для обозначения вещей, которые они не могут полностью вспомнить”, — рассказывает Полсон.
“Теперь это также связано со старением, но когда язык требует больше усилий на ежедневной основе или понимание ухудшается, это признак того, что кому-то следует обратиться к врачу для обследования”, — сказал он.
Нарушения FTD двигательных нейронов могут не влиять на память, когнитивные способности, речь или поведение, особенно поначалу. Начальные признаки могут включать неспособность контролировать движения или проблемы с равновесием и ходьбой. Характерным признаком одного из этих расстройств, прогрессирующего супрануклеарного паралича, является затруднение при взгляде вниз или других движениях глаз.
По словам Полсона, чтобы диагностировать расстройства FTD, невролог проведет тщательное клиническое обследование в сочетании с психологическим тестированием, предназначенным для оценки когнитивных навыков.
“МРТ головного мозга может сказать нам, уменьшаются ли определенные участки мозга или проявляются признаки атрофии. Мы сделаем несколько анализов крови, чтобы убедиться, что мы не пропустили некоторые поддающиеся лечению причины когнитивных нарушений, такие как заболевания щитовидной железы или дефицит витамина В12”, — сказал он.
“И часто мы также проводим визуализацию метаболизма мозга”, — сказал Полсон. “Это позитронно-эмиссионная томография или ПЭТ-томография, которая может сказать нам, какие части лобных долей или височных долей задействованы”.
В отличие от болезни Альцгеймера, в настоящее время не существует методов лечения, замедляющих прогрессирование FTD. Медицинские работники могут попытаться улучшить качество жизни пациента, назначив лекарства для уменьшения возбуждения, раздражительности или депрессии.
Логопед-патологоанатом может помочь определить наилучшие стратегии и инструменты для пациента с FTD, испытывающего трудности с языковыми навыками. Физическая или трудотерапия под руководством врача, специализирующегося на этих расстройствах, может помочь при двигательных симптомах.
“Для людей с прогрессирующим синдромом слабоумия, таким как FTD, действительно важно продолжать хорошо питаться, регулярно заниматься спортом и оставаться на связи с людьми. Эти занятия не являются лекарствами, они не лечат болезнь, но они могут помочь вашему мозгу работать как можно лучше”, — сказал Полсон.
По мере прогрессирования заболевания пациенты могут продолжать вести активную, приносящую удовлетворение жизнь, адаптируясь к своим симптомам вдохновляющими способами, добавил он.
“Я видел пациентов, которые полностью теряли дар речи, и все же они выходили на улицу, брали фотоаппарат и делали красивые фотографии своей жизни. Они не могут сказать мне словами, но они могут рассказать мне на картинках”, — отмечает Полсон.
“Я говорю всем своим пациентам: "Не позволяйте этой болезни завладеть вами. Она принадлежит вам", — добавил он. “Конечно, вы потеряли некоторые навыки из-за болезни, которой страдаете, но у вас все еще осталось много навыков, и вы работаете с теми навыками, которые у вас есть”.