Распознавание лиц позволило в 35 раз сократить число квартирных краж
В российской столице с начала 2010-х годов произошла настоящая революция в сфере безопасности городской среды. Об этом 4 марта мэр Москвы Сергей Собянин доложил Президенту России Владимиру Путину. Радикально сократилось число квартирных краж, грабежей, разбоев, угонов автомобилей. Причина такого оздоровления очевидна: за порядком стали следить около 230 тысяч видеокамер наблюдения, причем с 2020 года они помогают находить фигурантов розыска при помощи системы распознавания лиц.
Статистика, данные которой сообщил мэр Москвы, говорит о сокращении с 2010 года квартирных краж — в 35 раз, разбоев — в 10, грабежей — в 14 раз. В общественных местах в 2023 году произошло в 2,7 раза меньше преступлений, чем в 2010-м. С такими показателями Москва стала одним из самых безопасных мегаполисов мира, а их динамика внушает уверенность, что город может достичь и безусловного мирового лидерства в этом отношении.
Такая отрадная динамика — заслуга в первую очередь развития цифровой системы безопасного города, в основе которой — камеры, установленные на объектах городской инфраструктуры. Особенно широкие возможности для продуктивной работы по розыску подозреваемых и профилактике правонарушений полиция и другие оперативные службы города получили, когда в Москве стала внедряться интеллектуальная аналитика потоковых данных с видеокамер. Так, с 2020 года в столице благодаря системе распознавания лиц выявлено более 26 тысяч человек, находящихся в розыске.
Не поможет борода
Под потолком вестибюлей метро и переходов со станции на станцию — привычные уже глазу камеры наблюдения; простые — белые цилиндры, или более новые, с дополнительными объективами. Видеопоток с этих камер направляется в особый ситуационный центр — ключевой элемент московской системы «Безопасный город». Там на многочисленных мониторах отображаются не только сами «картинки» с камер, но и результаты первичного анализа лиц: система обращает внимание сотрудников на пассажиров, распознанных как разыскиваемые.
Такой подход — внедрение интеллектуального анализа видеопотока по маркерам лиц — в корне изменил возможности правоохранителей: если раньше поймать по камерам разыскиваемое лицо было делом большой удачи, ведь смотреть в монитор приходилось «невооруженным глазом», то сейчас, захватывая в объектив лицо каждого проходящего пассажира, аналитическая система сличает его по множеству параметров с базой данных лиц, находящихся в розыске.
Поступивший «сторожевой» сигнал маршрутизируется сотрудникам метрополитеновской полиции так, чтобы перехватить пассажира и проверить лично. Если подозрения, что речь идет о разыскиваемом человеке, подтверждаются — следует задержание.
За годы работы система доказала свою эффективность: находить разыскиваемых лиц при помощи видеоаналитики удавалось даже в тех случаях, когда эти люди специально надевали «камуфляж»: крупные темные очки, медицинские маски. Лица успешно определяются и при изменении растительности на лице — скрывающийся от правосудия может отпустить или сбрить бороду или усы, но это ему не помогает уйти от алгоритмов распознавания. От ошибок же обратного рода — когда система ошибочно принимает обычного пассажира за разыскиваемое лицо — страхуют постоянно совершенствуемые алгоритмы и то, что основная проверка и задержание осуществляются «живыми» сотрудниками полиции. Именно они и несут ответственность за решающее сопоставление человека с фотографией или фотороботом разыскиваемого.
Лучшая «противоугонка»
Раньше и заметнее всего видеокамеры снизили число преступлений, связанных с автомобилями, — краж и угонов машин. Причина также очевидна: если распознавание лиц — это высокая технология, бурно развивающаяся уже сейчас, в 2020-е годы, то автомобили имеют госномера, по которым определять их в потоке намного легче. Поэтому активная работа по ним началась еще в 2010-х. В результате, по данным мэрии Москвы, с 2015 года число краж и угонов машин в столице снизилось в 13 раз, с 8739 до 676 случаев.
Впрочем, и здесь прогресс цифровых технологий по сравнению с 2010-ми годами весьма ощутим. В последние годы разрозненная прежде система розыска автомобилей по камерам слежения собрана в единый кулак специальной системы безопасности и контроля автотранспорта «Паутина».
Это решение уже федерального масштаба — благо основным узлом транспортного каркаса России остаются Москва и Подмосковье. Тем не менее сейчас к «Паутине» подключены камеры уже во всех регионах страны, кроме новых территорий.
Анализ госномеров всех проезжающих под камерами «Паутины» автомобилей проводится по федеральной базе данных, в которой могут быть «сторожевые» пометки: о розыске автомобиля с данными номерными знаками («Розыск спецпродукции»), о возможном снятии с учета — например, по смерти владельца, о возможном отчуждении (аресте, конфискации) транспортного средства и некоторые другие.
У сотрудников ДПС в интересующей зоне на мониторах автомобильных компьютерных систем или планшетов появляются соответствующие предупреждения — а также полная регистрационная информация об автомобиле. Данные водителя — по его номеру водительского удостоверения — подгружаются при проверке документов. И если, скажем, водитель был ранее лишен «прав», но отказался их сдавать и продолжил управление автомобилем, его таким образом легко удается поймать и вывести на чистую воду.
Итак, видеоаналитика в сочетании с оперативно работающими патрульными экипажами хорошо заменила сеть стационарных постов ГАИ (которые все равно можно было объехать при большом желании). Помимо борьбы с угонами и пресечения тяжких нарушений ПДД (например, «рецидивов» пьяного вождения) новая система решает и антитеррористические задачи. Но главное — прозрачность дорожной сети во всех регионах России дает каждому из нас уверенность, что ни один злоумышленник не сможет легко скрыться с места преступления.
А это — неотвратимость наказания — как известно, один из важнейших факторов оздоровления криминогенной обстановки в любой стране. И то, что Москва как важнейший транспортный узел и наиболее населенный регион страны внедряет видеоаналитику опережающими темпами — вполне логично. Именно такими методами можно обеспечить необходимый уровень безопасности — а без этого нельзя сделать жизнь в мегаполисе по-настоящему комфортной и привлекательной.