В столице появился сезонный вид воровства: садоводы охотятся за луковицами

0

Жители жалуются, что из цветников под окнами выкапывают ценные и декоративные сорта

Подозрительные люди с лопатами что-то копают в палисадниках под покровом ночи. Доходит чуть ли не до драк с местными жителями, пытающимися этому помешать. Это не будни соблазненных наркодилерами несчастных «закладчиков» — это просто весна, разгар цветения луковичных. Хозяева (а точнее, почти всегда хозяйки) цветников под окнами становятся на криминальный путь во имя красоты собственного палисадника. Какие цветы находятся в группе риска в столице и как обезопасить насаждения, выяснял «МК».

Домовый чат обычной пятиэтажки из Щукино взрывается негодованием: «Не видели эту стерву, которая выкопала мои крокусы у первого подъезда? Наталья Ивановна с пятого этажа заметила, спугнула, но не смогла ее догнать — все-таки ей за восемьдесят. Недосчитались десятка отборных луковиц».

Ухоженные палисадники — настоящие цветники под окнами московских жилых домов — это не то чтобы новинка, это уже вошедшее в традицию правило хорошего тона. Как минимум лет десять — почти у каждого палисадника, особенно у пяти- и девятиэтажек, есть «куратор». Чаще всего это женщина, живущая на 1-м или 2-м этаже прямо над этим цветником. Но бывает, что такое хобби возникает и у жительницы 3-4-го. Домовый чат обычной пятиэтажки из Щукино взрывается негодованием: «Не видели эту стерву, которая выкопала мои крокусы у первого подъезда? Наталья Ивановна с пятого этажа заметила, спугнула, но не смогла ее догнать — все-таки ей за восемьдесят. Недосчитались десятка отборных луковиц».

Ухоженные палисадники — настоящие цветники под окнами московских жилых домов — это не то чтобы новинка, это уже вошедшее в традицию правило хорошего тона. Как минимум лет десять почти у каждого палисадника, особенно у пяти- и девятиэтажек, есть «куратор». Чаще всего это женщина, живущая на 1-м или 2-м этаже прямо над этим цветником. Но бывает, что такое хобби возникает и у жительницы 3-4-го этажей.

— Было время, с мужем постоянно ездили на дачу, сейчас мужа нет, одной мне постоянно туда ездить трудно, — рассказывает пенсионерка Наталья Шибаева, превратившая палисадник в цветник. — А каждый день понемногу покопаться в цветнике — это хорошая зарядка. Главное затруднение — это полив, но я поливаю цветы прямо из окна, соседи снизу уже знают об этом и не возражают.

По словам собеседницы «МК», в этом году «охотницы за луковицами» начали нападать на чужие палисадники, тогда как раньше они предпочитали городские клумбы (многим памятны почти официальные «дни раздачи луковиц», которые устраивали коммунальщики после цветения тюльпанов, там можно было «отхватить» довольно ценные и декоративные сорта). Все дело в том, что раннецветы, такие как крокусы, нарциссы, пролеска, хохлатка, и доступнее, и раньше проявляют себя, чем тюльпаны.

— С одной стороны, кража луковиц — это, безусловно, хищение чужого имущества, — рассуждает юрист Алексей Голубев. — С другой стороны, было бы интересно посмотреть на доказывание принадлежности луковиц в палисаднике конкретному лицу. Владельцам цветников можно, пожалуй, посоветовать видеофиксацию посадки луковиц, чтобы, если они потом загадочно исчезнут, были бы доказательства принадлежности. Ну и, само собой, нужна камера слежения за самим палисадником, чтобы зафиксировать сам факт и, возможно, установить личность похитителя.

— Было время, с мужем постоянно ездили на дачу, сейчас мужа нет, одной мне постоянно туда ездить трудно, — рассказывает пенсионерка Наталья Шибаева, превратившая палисадник в цветник. — А каждый день понемногу покопаться в цветнике — это хорошая зарядка. Главное затруднение — это полив, но я поливаю цветы прямо из окна, соседи снизу уже знают об этом и не возражают.

По словам собеседницы «МК», в этом году «охотницы за луковицами» начали нападать на чужие палисадники, тогда как раньше они предпочитали городские клумбы (многим памятны почти официальные «дни раздачи луковиц», которые устраивали коммунальщики после цветения тюльпанов, — там можно было «отхватить» довольно ценные и декоративные сорта). Все дело в том, что раннецветы — такие, как крокусы, нарциссы, пролеска, хохлатка — и доступнее, и раньше проявляют себя, чем тюльпаны.

— С одной стороны, кража луковиц это, безусловно, хищение чужого имущества, — рассуждает юрист Алексей Голубев. — С другой стороны, было бы интересно посмотреть на доказывание принадлежности луковиц в палисаднике конкретному лицу. Владельцам цветников можно, пожалуй, посоветовать видеофиксацию посадки луковиц — с тем, чтобы, если они потом загадочно исчезнут, были бы доказательства принадлежности. Ну и, само собой, нужна камера слежения за самим палисадником, чтобы зафиксировать сам факт и, возможно, установить личность похитителя.

По словам юриста, так защищать цветник имеет смысл, если в нем высажены действительно ценные сорта луковиц — издержки установки камер достаточно значительны. Впрочем, видеофиксация в таких случаях совершенно легальна — существуют судебные прецеденты, подтверждающие, что установка видеокамер для защиты своего имущества законна, если эти камеры не позволяют видеть больше, чем доступно обычному проходящему мимо наблюдателю.

— Теперь цветы в палисаднике, конечно, высаживать нельзя, — горестно заключает Светлана Ялынич, жительница Бибирева, также столкнувшаяся с «выкапывающими». Она имеет в виду, конечно, то, что луковицы могут в любой момент пропасть. А вот юридически и с точки зрения садово-парковой науки цветы как раз высаживать можно и нужно, полагает эксперт по городскому озеленению Екатерина Самухина.

— Вот с деревьями в палисадниках есть проблемы, — напоминает эксперт. — Там есть ограничения по пожарным нормам: нельзя сажать деревья в 5 метрах от дома. Это обосновано еще и с точки зрения затенения — первые этажи по поводу деревьев почти всегда конфликтуют с соседями сверху — и с точки зрения воздействия корней на фундамент. А луковичные, особенно многолетники, прекрасный способ облагородить пространство под окнами.

По словам Самухиной, за последние десятилетия во многих местах Москвы уже появились целые «реликтовые» полянки луковичных: когда-то их высадили жители, но растения сумели не только выжить, но и размножиться в городе. На таких полянках растут сцилла (она же пролеска), пушкиния, галантус, крокус, хохлатка Маршалла. Некоторые из этих растений «родом» из других климатических зон, но в Москве они успешно акклиматизировались.

— Эти растения успевают отцвести до начала сезона покосов, и это их спасает: их не успевают уничтожить, — отмечает эксперт.

Добавим, что на таких полянках и сами жители ближайших домов иногда выкапывают луковицы. «Взяла несколько пролесок, чтобы посадить на кладбище», — признается Наталья Шибаева. Но брать помногу люди избегают: осознают ценность этих «голубых и розовых полянок», которые украшают московские газоны весной не хуже, чем лаванда — французские поля.

«Если бы от каждого человека оставалась такая полянка, мы бы жили в раю», — замечает живущий с окнами на такой цветущий палисадник житель Преображенского района. И с этим трудно не согласиться — но не за горами уже новый сезон, в котором разговор пойдет не о луковицах, а о газонах и однолетниках.

Источник