Бывшую усадьбу генерал-фельдмаршала Долгорукова-Крымского готовят к реставрации
Усадьбу, в разное время принадлежавшую родам Салтыковых, Долгоруковых, Юсуповых и прототипу Пьера Безухова Матвею Дмитриеву-Мамонову, планирует отреставрировать Институт химической физики Российской академии наук. Памятник архитектуры, возведенный столетия назад, давно нуждается в реставрации, а сейчас у института, расположенного в бывшей усадьбе, появилась возможность ее провести.
Еще в 2009 году усадьба, ведущая свою историю как минимум с середины XVIII века, была признана объектом культурного наследия регионального значения. Впрочем, тогда ей это не помогло: на протяжении многих лет усадьба продолжала разрушаться. Отдельные ее постройки сгорели во время пожаров, произошедших здесь в феврале 2013 и в январе 2014 года. Тем не менее главное здание сохранилось.
На днях руководство института объявило тендер на разработку проекта сохранения Мамоновой дачи и ее приспособления к современному использованию. Проектировщикам предстоит обмерить все здание снаружи и изнутри, определить состояние несущих конструкций и кровли, а главное — установить, что нужно для того, чтобы вернуть памятнику архитектуры вид, который он имел больше столетия назад, когда был национализирован. Затем к работе приступят реставраторы, которые восстановят первоначальный облик архитектурного памятника.
В начале XVIII века земля, на которой расположена усадьба, принадлежала роду Салтыковых. Полстолетия спустя она перешла в собственность генерал-фельдмаршала Долгорукова-Крымского. Его стараниями и была построена «дача» с оранжереями, а также моделями крепостей, которые были взяты под руководством военачальника. Позже владельцем стал князь Николай Юсупов, при нем она была перестроена. Первоначально считалось, что усадьба была перестроена по проекту Доминико Жилярди, но сейчас большинство специалистов склоняется к тому, что автор первоначального проекта — Осип Бове. Затем усадьбой владел Матвей Дмитриев-Мамонов, имя которого и сохранилось в названии «дачи». В прошлом веке усадьба сначала принадлежала Московской городской Думе, затем здесь был приют для голодающих детей, в 20-е годы — Центральный музей народоведения. В 1943 году здание перешло в собственность Института химической физики АН СССР, в ведении которого оно находится и по сей день.