Ценители старины рассказали о своей страсти
Мода меняется стремительно, но всегда находятся эстеты, которые идут своей дорогой. Например, гоняются за винтажем и антиквариатом. Все большую популярность набирают сегодня в Москве блошиные рынки, где ценители готовы отдать 5000 рублей и даже больше за маленькую тарелочку… Что же так привлекает людей в старых вещах, разбирался «МК».
Вот часы пробили девять: какой глубокий богатый звук… Кажется, издалека раздаются звуки крестьянских топоров. Звон хрустальной посуды на балу слышится как звук тысячи нежных колокольчиков. Смех девиц и стук их модных туфелек, шуршанье роскошных платьев сливаются в нежную красивую мелодию. Резким и громким кажется топот лошадей за окном. Вот кто-то вложил массивный ключ в замок ворот, слышно звук металла. Там, дальше, девицы водят хоровод вокруг огня, их легкие ситцевые платья играют на ветру, а на их шеях звенят символичные украшения. Ощущается особенный запах — в нем нотки ушедшей эпохи.
Ничто так не вбирает в себя историю, как вещи. Шёлковые нити времени неразрывно связывают наше прошлое и настоящее.
— На блошином рынке можно столкнуться как с «дребеденью», так и с «антиквариатом», — сказала опытная посетительница подобных мероприятий. – Хотя это и плюс: нужно хорошенько поискать что-то стоящее, а этот процесс так затягивает!
Статуэтки Будды, коллекция из 50 пар женской итальянской обуви, модные старинные пиджачки, ковры, посуда, монеты, книги, картины и даже сыр с медом – все это может вскружить голову. Глаза разбегаются в этом безграничном море вещей. На блошином рынке можно найти все, что душе угодно.
Не может не привлечь внимание коллекция старинных ключей различных времен. Вы только представьте: этими ключами открывали двери, которых, возможно, уже не осталось, однако магическая и притягательная сила ключа сохранилась. Или взять, к примеру, подкову. Вообразите себе, когда-то давно владелица подковы гуляла по старым улицам города, перевозила людей в каретах, смотрела на ночное небо и ни о чем не думала. Даже в такой, казалось бы, мелочи заключена история.
А если вы посетите музей истории русского платка и шали, чтобы узнать об уборе, то окунетесь в историю целого государства. Получается, что даже один платок может стать мостиком в прошлое.
На ярмарках продают вещи со всех уголков мира, приезжают из Италии, Англии, Франции, Германии. Это почти индустрия, а сами фанаты старины называют себя сумасшедшими людьми.
Лидия – ценитель древнерусских украшений и организатор проекта, который занимается созданием и продажей копий убранств барышень былых времен. Она занимается любимым делом уже 10 лет.
— Ко всему древнему я отношусь с пиететом, ведь через предметы можно познать целую историю! К тому же мне нравится изучать традиции народов, — рассказывает Лидия. — Раньше я всегда обращала внимание на древние украшения в музеях и на выставках, и когда появилась возможность создавать их копии, я с удовольствием этим занялась и собрала целую команду профессиональных ювелиров с разных городов, которые создают шедевры.
В Древней Руси использовали ценные металлы для создания украшений, такие как золото и серебро. В состав копий входят бронза, латунь и медь. Последнюю можно встретить и у нас в крови, по этой причине состав изделия благотворно влияет на человеческий организм. Люди часто отмечают, что им комфортно в таких украшениях.
Символ женского начала – Луна, поэтому женщины носили обереги-лунницы, помогавшие им обрести привлекательность, встретить суженого и сохранить любовь в семье. Мужским символом считается солнце, которое защищает от зла, придает силу и выносливость. Все символы на украшениях направлены на здоровье, оберег от негатива и привлечение денег.
— Должна сказать, что подобные символы встречаются повсюду, во всех уголках нашей планеты. Мы часто посещаем разные выставки в Казани, Петербурге и в других городах, и порой люди восклицают: «Надо же! А у нас в Индии такие же украшения!».
Охотники за стариной — настоящие ценители искусства, с этим не поспоришь. Ради нового приобретения в свою коллекцию они не жалеют средств и времени на перелеты в разные точки мира.
— Я считаю, что выставки и ярмарки дают прекрасную возможность познакомить человека с историей и утолить их хотелки, — продолжает Лидия. – Я рада, что могу участвовать в таких мероприятиях, рассказывать людям о том, как обрести гармонию и достаток, и дарить им радость.
И вновь слышится звук топора, а еще звон гвоздей, которые забивают молотом в стену здания. Кажется, 19-й век. Найдутся ли тут любители строительных инструментов?
— Столярное дело – моё хобби. 18 лет назад я начал собирать коллекцию из старинных инструментов, которая теперь насчитывает около 3500 тысяч экземпляров, — делится с нами Оленев Олег Игоревич. – Как и любой другой коллекционер, я занялся этим делом спонтанно. Однажды купив вещь, которую сможешь купить лишь раз в жизни (настолько она редкая), ты разжигаешь внутри себя азарт. Моих инструментов стало так много, что они начали вываливаться из шкафов и ящиков. Нужно было что-то предпринимать, и я построил свой музей инструментов. Я не продаю свои находки, но с удовольствием показываю их посетителям.
Все инструменты в коллекции опытного столяра подвластны его рукам, с каждым он умеет работать. Когда держишь в руках 270-летний рубанок, ощущения действительно особые, ведь этот инструмент помог в строительстве многих сооружений, передавался из поколения в поколение, был незаменимым помощником у мастеров, и вот теперь он в наших руках, словно дитя, требующее аккуратного и бережного отношения.
— Главное отличие старых инструментов от современных в том, что последние автоматизированы. Мастерам прошлых времен нужно было около 10 лет изучать столярное дело, сдавать экзамены на мастера, иметь хорошую память и, не постесняюсь сказать, золотые руки. Требовалось много усилий и кропотливой работы, чтобы что-то создать. У хорошего резчика только резцов могло быть до 600 разных видов!
Как вы представляете себе коллекционирование? Купил гвоздик и убрал в шкафчик? Если так, то в целом вы правы.
— Коллекционирование – занятие, необходимое одному лишь владельцу коллекции, другим от этого никакого проку нет. И как только человек исчерпывает предмет коллекционирования, это теряет смысл, — признается мастер. — Суть этого занятия – постоянно находиться в поиске. Это интерес, эмоциональная подпитка. Представьте грибника, которому поставят полную корзину грибов. Будет ли у него желание идти дальше в лес?
Гуляя по Арбату, вы можете наткнуться на антикварную лавку. На первый взгляд она совсем неприметная, публики в ней мало, не как в соседнем магазине современной магической атрибутики. Первое, что вы почувствуете в этом месте – это особый завораживающий запах старины. Полки утыканы многочисленными статуэтками, в шкафах и на полу – груды книг. Гости здесь тоже особые: ученые и профессора прошлого века. Простые интересующиеся сюда тоже заглядывают.
Продавцы лавки увлечены своим делом, сразу видно – не за деньги тут, а ради идеи, уже много лет поддерживают атмосферу лавки и профессиональным взглядом могут быстро и почти точно определить ценность вещи и ее подлинность (к сожалению, существует много подделок, искусственно состаренных).
— Видите эту толстенную книгу? Она магическая.
— Почему магическая? – спрашивают увлеченные посетители.
— А как же не магическая, если ей около 200 лет? Рукописная. Вы взгляните на эти пожелтевшие страницы, исписанные пометками, на каллиграфический почерк, на раздавленного меж страниц паучка, потрогайте переплёт – кожа. Понюхайте книгу. Неужели вы не чувствуете магию времени?
Многие считают, что вещи напитаны энергией прошлого хозяина и боятся этого, однако Шалдину Асю Михайловну – ценительницу вещей с историей и великолепную мастерицу — это не страшит.
— Я считаю, что вещь наполнена не столько энергией человека, сколько самой эпохой. Мой отец был художником, в доме его творческих друзей было много мебели, которую нельзя было трогать. Такие предметы интерьера добавляли атмосфере дома новые мотивы, новые нотки. Друзья отца, как люди творческие, предпочитали окружать себя подобной обстановкой. Таких людей много и по сей день. Они обладают определённой душевной организацией, через вещи погружают себя в другое время, в иной стиль жизни, создают вокруг себя необходимый настрой и, возможно, таким образом напитываются творческими идеями.
Главное увлечение Аси – дарить вещам новую жизнь. Она находит старые стулья, на которых время оставило свой след. Отпечаток старины вдохновляет мастерицу, она проживает процесс реставрации с любовью, обшивает стулья и кресла, подчеркивая уникальность каждого предмета мебели. Получается действительно красиво: даже вставать не хочется.
— Для меня приобретение старых вещей – это занятие для души. Если им нужно подарить вторую жизнь – это поистине удовольствие. Однако порой такое вмешательство бывает преступлением. У меня дома хранится старинный сундук с ёлочными игрушками, который хорош сам по себе, в него не хочется вносить новое. Иногда потёртости придают антураж.
Для кого-то старина и антиквариат не представляют никакой ценности, для других это важный поиск ответов на многие вопросы, это изучение истории и мощный источник вдохновения. Нужны ли нам машины времени, когда время буквально ощущается в воздухе, когда можно попасть в другой мир через атмосферу вещей?