«Работать и жить!»

0

Центр «Зотов» представил выставку «Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917–1937». Выставочный проект организован при поддержке Транспортной группы FESCO.

Масштабная выставка-исследование рассказывает об истории известного во всем мире архитектурного направления. Эпоха конструктивизма связана со временем строительства нового мира, в ходе которого формировалась и последовательно создавалась модель «нового человека», — осознанного, физически и интеллектуально развитого. Архитекторы-конструктивисты, чей внутренний импульс совпал с социально-политическим запросом общества, стали проектировать и создавать условия для нового быта через эргономичные рабочие и личные пространства, где люди наконец могли бы счастливо жить и работать.

Принцип рациональной организации труда и досуга стал новаторским для своего времени и остается актуальным по сей день. Он также повлиял на утопичность многих грандиозных архитектурных проектов. Выставка позволяет рассмотреть в осуществленных и нереализованных идеях конструктивистов не только утилитарную, но и социальную функцию, направленную на улучшение реальной жизни людей.

В экспозицию вошло свыше 500 экспонатов, хранящихся в более чем 30 музеях, фондах и личных собраниях, в частности: Государственном научно-исследовательском музее архитектуры имени А.В. Щусева, Государственном музее истории Санкт-Петербурга, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Театральном музее имени Бахрушина, Музее истории московской архитектурной школы (МАРХИ), архиве Александра Родченко и Варвары Степановой, МИРА коллекции, частном собрании Романа Бабичева и других.

В фокусе выставки оказываются архитектурные проекты, созданные для четырех крупнейших городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Новосибирска. На двух этажах центра также показаны живопись, графика, скульптура, фотографии и кинохроника, которые позволяют объемнее раскрыть тему экспозиции и создать настоящую антологию жизни 1920–1930-х годов.

В одном пространстве собраны проекты знаменитых конструктивистов: братьев Весниных, Моисея Гинзбурга, Ивана Леонидова, Якова Чернихова, Эль Лисицкого, Ильи Голосова, Александра Никольского, раньше и дольше всех применявших функциональный метод, заключавшийся в решении конкретных утилитарных задач нового советского государства. А также их учеников и единомышленников — Михаила Барща, Николая Соколова, Григория Симонова и др. Уникальные материалы из Научно-исследовательского музея Российской академии художеств — редкие макеты 1920-х, созданные в мастерской Александра Никольского — специально отреставрированы к выставке. Впервые показан почти не известный широкой публике архив ленинградского архитектора Бориса Смирнова, до конца 1930-х занимавшегося эргономикой — наукой о приспособлении рабочих и досуговых пространств для безопасного и комфортного нахождения в них.

Выставка поделена на 9 разделов, связанных с двумя этапами становления новой архитектуры в 20-е годы прошлого века. Первый этап берет начало с зарождения и формирования конструктивизма с 1917 по 1928 годы: в стране преобладают гуманистические и модернистские устремления, пространственным выражением которых становится конструктивизм. Второй этап начинается со стартом Первой пятилетки в 1928 году и знаменует смещение фокуса внимания общества, власти и архитекторов с человека на государство. В этот период архитектура конструктивизма уходит из реального пространства в виртуальное — становится фантомом, запертым в плоскости страниц периодической печати, архитектурных чертежей и роскошно оформленных фасадов.

Центр «Зотов» продолжает работать с региональным авангардным наследием — его популяризацией и актуализацией, объединением специалистов и аккумулированием знаний о направлении со всей России. Один из разделов экспозиции, в котором наиболее ярко отразились процессы советской индустриализации,  — «Урало-Кузбасс» — подготовлен совместно с кураторской группой из проектов «Территория авангарда» (Екатеринбург) и «Ново-Сибирск. Конструктивизм!». Кураторами раздела выступили: Лариса Пискунова, Александр Думчиков, Евгений Дубровин и Карина Ляникова.

Лариса Пискунова, руководитель проекта «Территория авангарда», сокуратор раздела «Урало-Кузбасс»: «Для нас очень важно, что на одной из главных выставок года, посвященной авангардной культуре, будет представлено наследие авангарда в регионах, что жители Москвы и гости столицы смогут открыть для себя уникальные памятники конструктивизма Урала. Многие из них давно внесены как выдающиеся образцы эпохи в учебники для архитекторов по всему миру, но, к сожалению, широкой аудитории в нашей стране они не известны.

100 лет назад столичные архитекторы отправились на Урал строить новый советский быт. Рядом с избами и бытовками они возвели фантастические по тем временам городки, клубы, больницы. Конструктивистские здания дали мощный культурный импульс рабочим городам. Они и сейчас все так же выделяются на фоне остальной архитектуры. Все также несут в себе огромный потенциал: культурный и исторический. Наше участие в московской выставке — это возможность включить региональный конструктивизм в актуальную научную и культурную повестки. А еще хорошая возможность привлечь внимание специалистов и широкой аудитории к проблемам сохранения и ревитализации конструктивистских объектов в российских городах».

В рамках выставки пройдет насыщенная параллельная программа, которая условно поделена на два блока: «работать» и «жить», образовательное и досуговое направления. Посетителей ждет лекционный курс под кураторством искусствоведа и историка архитектуры Марка Акопяна; архитектурные мастер-классы и воркшопы от уральского проекта «Территория авангарда». Также к экспозиции «Работать и жить» будет организован тематический книжный клуб — читатели обратятся к классическим произведениям 1920–1930-х. Героями встреч станут Михаил Булгаков, Владимир Набоков, Евгений Замятин, Андрей Платонов, Ильф и Петров и другие культовые авторы.

Специально к выставке «Работать и жить» запланирован новый выпуск междисциплинарного проекта «Музыкальное измерение» musicAeterna. Дирижер Теодор Курентзис и резиденты коллектива составят плейлисты, которые позволят погрузиться в контекст выставки и устроить персональную медитацию наедине с авангардным искусством. Программу будут сопровождать концерты, вдохновленные новой экспозицией.

К выставке разработана инклюзивная программа, включающая экскурсии с тифлокомментированием и тактильным пособием, а также мастер-классы на русском жестовом языке.

Блок «жить» концептуально продолжит специальная программа «Зотов.Кино» — «Санаторий». Пространство санатория будет рассмотрено в двух аспектах. Как кинематографический образ на примерах из фильмов, действие в которых разворачивается непосредственно на курортах. И как процесс созерцательного отдыха, погрузиться в который можно при просмотре экспериментальных картин.

Архитектура выставки: архитектурное бюро Treivas

Сайт центра: www.centrezotov.ru