Врач описала симптомы: «Вкус и запах продуктов не изменяются»
По состоянию на день 17 июня пострадавших с симптомами ботулизма, которым понадобилась медпомощь, уже более 121 человека, из них 55 находятся в тяжелом состоянии. Массовые случаи заболевания людей этим страшным заболеванием из-за употребления испорченных готовых салатов, попавших к ним через службу быстрой доставки еды, в который раз поставили ребром проблему качества готовящихся вне дома блюд. У горожан появилась новая фобия, и многие в эти дни задаются вопросом — как себя обезопасить от отравлений едой из общепита.
Напомним, 15 июня стало известно о нескольких случаях отравлений москвичей салатами из службы доставки. Как ранее писал «МК», недомогание пострадавшие почувствовали спустя несколько часов после употребления салатов двух видов. Столичный Роспотребнадзор заявил о «строгом контроле» данной ситуации. Жертвы отравления, по данным ведомства, употребляли «Салат лобио» и «Салат с тунцом, фасолью и яблоком» от двух разных изготовителей. «Оборот продукции этих производителей решением регионального управления Роспотребнадзора приостанавливается до окончания санитарно-эпидемиологического расследования», – указано в заявлении ведомства.
Сначала речь шла о 10 пострадавших, которые были доставлены в медицинские учреждения в тяжелом состоянии, двое из них были подключены к аппаратам искусственной вентиляции легких. Но эта цифра росла каждый день (не все читают новости, и кто-то продолжал есть эти салаты, купленные ранее); на понедельник пострадавших было уже 121, 55 из которых – тяжелые.
Столичная прокуратура еще в субботу возбудила уголовное дело по статье «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей».
Нам удалось связаться с родственницей одного из пострадавших. Московский студент Алексей (имя изменено. – Авт.) поел то самое злосчастное лобио, которое ему доставила соответствующая служба, а на второй день после этого, 16 июня ночью, его госпитализировали.
– Он заказал доставку готовой еды, в том числе лобио и еще несколько блюд, – рассказала родственница студента. – На второй день в воскресенье у него начало двоиться в глазах, он как раз печатал на компьютере и это заметил. Смотрит вдаль – у него двоится, смотрит вблизи – тоже двоится, и началась дезориентация в пространстве. Сначала мы списали это на усталость, так как он в данное время много занимается по своим институтским делам, и не стали никуда обращаться, а хотели в понедельник проконсультироваться с врачом по месту прописки. Также у него был жидкий стул, но тошноты не было.
Мы не могли понять, что с ним происходит, и тут ему как раз пришло уведомление от «Самоката», который доставлял эту еду (они делали рассылку), о том, что есть вероятность ботулизма. Мы подумали, что похоже на это, и сразу же вызвали скорую. Его госпитализировали в инфекционное отделение, и потом диагноз «ботулизм» по анализам подтвердился.
По словам родственницы, ночью Алексею были сделаны положенные при этом заболевании уколы и 17 июня ему стало полегче, симптомы немного ослабились, но пока еще остаются.
Как рассказал представитель медицинского сообщества, анализ случаев ботулизма показывает, что наименьшее их количество бывает с декабря по апрель. В это время окружающая температура является менее подходящей для размножения и токсинообразования микробов ботулизма в пищевых продуктах. В мае, когда температура воздуха начинает повышаться, количество случаев ботулизма, связанных с рыбой и свининой домашнего посола, возрастает, и наибольшее число их достигается летом.
– Я с этим постоянно сталкиваюсь, когда заготовки – соленья, варенья и многое другое – имеют неправильный режим хранения или нарушается температурный режим при доставке полуфабрикатов, – поделился с нами шеф-повар Алексей Найденов, готовящий еду по вызову. – Это может поспособствовать не только заражению ботулизмом, но и стать причиной летального исхода. Лично я покупаю продукты для приготовления непосредственно перед банкетом или трапезой в обычных магазинах, в которых постоянно беру продукцию, и проверяю практически через лупу дату производства, срок годности и внешний вид упаковки, чтоб железные банки были без повреждений, так как это по ГОСТу СССР уже считается браком. В магазине полно таких продуктов, и мало кто знает, что поврежденная банка, например, мятая, имеет микротрещину внутри, и продукт соприкасается непосредственно с железом. Если при транспортировке банка мнется, ее должны списать.
Врач-инфекционист Анастасия Кожевникова все эти три дня буквально живет на работе – принимает москвичей с признаками ботулизма. «МК» попросил ее на несколько минут отвлечься от ее напряженной работы и ответить на наши вопросы.
– Все больные ботулизмом очень похожи друг на друга, потому что пищевой ботулизм – это не инфекционная болезнь в классическом понимании, а бытовое отравление бактериальным нейротоксином, – поделилась с нами Анастасия. – Жалобы у таких больных сходны: туман и двоение в глазах, сухость во рту, затруднение глотания и, как апофеоз, нарушение дыхания вплоть до его остановки… В любом случае показана госпитализация, так как болезнь без лечения может прогрессировать, и единственным способом спасти больного может стать перевод пациента на искусственную вентиляцию легких.
По ее словам, наиболее опасны продукты домашнего консервирования: грибы, перцы. Но опасна и вяленая рыба домашнего приготовления. Коммерческие продукты должны проходить автоклавирование (обработка паром при повышенном давлении). Но при нарушении технологии возможно накопление токсина и в них. К сожалению, ни вкус, ни цвет, ни запах зараженных продуктов не меняется, так что отличить испорченный продукт от доброкачественного невозможно.
Как добавляет другой врач-инфекционист Ольга Царенко, ботулизм – тяжелое заболевание, поражающее центральную нервную систему, и при несвоевременном обращении к врачам заканчивается гибелью. Возбудитель ботулизма – грамположительная палочка Clostridium botulinum, выделяющая токсин, поражающий нервную систему человека.
– Споры клостридии широко распространены в природе: их постоянно находят в воде, особенно в придонных слоях, почве, откуда они и попадают в продукты, подвергающиеся консервированию и переработке, – объясняет врач. – Возбудитель болезни активизируется только при отсутствии доступа кислорода. Именно поэтому ботулизмом часто заболевают после употребления герметически закрытых консервов, солений и копчений домашнего производства, где в толщу продукта не проникает воздух, и создаются благоприятные условия для размножения палочки. При этом внешний вид, вкус и запах продуктов не изменяются. Бывает вздутие консервных банок, но не всегда.
При приготовлении домашней консервации важно помнить, что именно нарушение техники хранения и консервации домашних заготовок чаще всего бывают причиной развития заболевания. Причем высокая температура не действует на палочку, она способна выдерживать кипячение в течение 2–5 часов. Однако кипячение разрушит токсин, если он образовался в консервах, поэтому перед употреблением в пищу консервы нужно подвергать достаточной, в течение 15–20 минут, температурной обработке. Когда вы готовите консервы дома, необходимо соблюдать общепринятую технологию: не уменьшайте количество соли, уксуса, не сокращайте время тепловой обработки. Хранить домашние консервы можно только в холодильнике или в погребе.
Если после употребления домашних консервов или копченой продукции человек почувствовал себя плохо, нужно сразу же обратиться к врачу и обязательно сообщить, что ели консервы. Банку с остатками консервов, оставшуюся рыбу или окорок выбрасывать нельзя – их нужно отправить на лабораторное исследование. Это поможет быстрее выявить источник, поставить диагноз и начать лечение. К ботулиническому токсину особенно чувствительны дети.
Не стоит покупать на рынке и у случайных лиц продукты домашнего консервирования в герметически закрытых банках, потому что зачастую продукты для продажи готовят, обрабатывают и хранят без соблюдения правил гигиены и температурного режима. Нельзя есть консервы из вздувшихся, подозрительных банок.
– Нужно очень аккуратно относится к салатам в вакуумной упаковке. Лучше всего готовить салаты дома самостоятельно.