Улица Александра Солженицына буквально напичкана приветами из прошлого
Совсем скоро москвичи получат возможность полюбоваться очередным приветом из позапрошлого столетия, бережно извлеченным на свет силами реставраторов. Недавно столичные реставраторы обнаружили часть исторической ограды XIX века, вмурованной в трансформаторную будку около церкви Мартина Исповедника на Таганке. Ее планируют восстановить – да так, чтобы сохранились и дореволюционная ограда, и установленная в 1920-х годах будка. Этот реставрационный сюжет – лишь один из множества подобных: архитектурные подтверждения насыщенной истории Москвы восстанавливают практически непрерывно.
Отличительная черта Москвы – это архитектурная эклектика: в центре города извилистые улочки со старыми домами, совершенно разными: часто их украшают барочные пилястры или строгие каменные исполины, поддерживающие своды этажей. Рядом может расположиться серенькая хрущевка или стеклянная башня, больше напоминающая космический корабль, чем бизнес-центр. Москва – город, который находится в постоянном движении и обновлении, и часто люди поддаются этому молниеносному ритму и перестают замечать прекрасные приветы из прошлого мегаполиса.
Церковь Мартина Исповедника на улице Солженицына когда-то окружала ограда XIX века, ее хорошо видно на старых фото. Вот только прошлое столетие она не пережила.
«В 1920-х на территории храма установили трансформаторную будку, втиснув ее между двумя пилонами ограды. В 1931 году ограду снесли, а в 1990-е восстановили по старым фото. И вышло, что единственный сохранившийся кусок подлинной ограды храма – это два столба обычной трансформаторной будки», — рассказывает реставратор Наталья Тарнавская в своем телеграм-канале. В середине июля 2024 года она сообщила о начале работ вокруг церкви Мартина Исповедника.
Специалисты по старине намерены расчистить пилоны до кирпича, укрепить и подчистить фронтон так, чтобы сохранились буквы МОГЭС на будке, а также обновить краску. Если все получится, то сохранится и будка, которой почти век, и часть ограды позапрошлого столетия. Когда работы удастся завершить, пока не известно.
Кстати, у церкви Мартина Исповедника есть и еще один якорь из прошлого: на стене колокольни висит табличка с адресом — «Большая Алексеевская улица, 15». Местные иногда шутят, что храм стоит на несуществующей улице, но это не совсем так. Это дореволюционное название нынешней улицы Александра Солженицына, которое она носила до 1919 года. Потом стала Большой Коммунистической, а уже в 2008 году, после смерти писателя, было принято решение увековечить его память, поэтому теперь мы гуляем именно по улице Солженицына. А вот служители храма и местные жители Таганки решили сохранить историческое дореволюционное название хотя бы в одной табличке.
Совсем рядом, буквально через дорогу от церкви, несколько лет назад была отреставрирована уникальная адресная табличка «РОГЧ2УЧ№537» (ул. Александра Солженицына, 6 стр. 1). В ней зашифрован номер дома по системе, которая была принята до 1917 года. Здесь «РОГЧ» означает «Рогожская часть», «2УЧ» – второй участок, «№537» уточняет номер постройки.
Таких неочевидных сюрпризов из прошлого – чаще всего дореволюционного, но иногда и советского, — в Москве немало. Например, в Брюсовом переулке несколько лет назад отреставрировали чугунный столб, датированный 1850-ми годами. Когда-то вокруг усадьбы полковника Шипова (на месте нынешнего дома №6) установили чугунную ограду с коваными завитками решеток и классицистическими черными столбиками. В начале ХХ века вместо усадьбы вырос доходный дом, и ограда примкнула к нему. За восемьдесят лет все столбики растащили, и только один врос в дом, спрятавшись под десятью слоями краски. Там его и обнаружили внимательные краеведы. Даже такая незаметная деталь обладает большой ценностью и интересным прошлым.
Похожий пример — на Большой Сухаревской площади, 16/18. Искать его нужно в буквальном смысле под ногами: это окна-люксферы, раньше освещавшие подвалы здания, которые были найдены во время ремонта тротуара под асфальтом. Там, под асфальтом, они были спрятаны примерно 100 лет. Заржавели и растеряли уникальные стекла-призмы, которые красиво рассеивали свет. Однако реставраторам удалось спасти окно от ржавчины и вставить в него новые стекла (они не треугольные, а плоские, но очень-очень толстые), после чего его вернули на тротуар — для самых внимательных пешеходов!