Биолог рассказала о переселившихся в Москву из-за потепления южных птицах и зверях

0

Крупная сова может напасть на человека или схватить мелкую собачку

Изменение климата в сторону потепления в средней полосе России, куда входят и столица с областью, не может не влиять на флору и фауну. Ранее «МК» писал о переселении к нам южных насекомых и паукообразных, таких как тарантулы, пауки-осы (аргиопы), богомолы и сколии (гигантская оса). Но и птицы, и некоторые звери тоже постепенно перемещаются в наши широты, чувствуя себя комфортно в потеплевшем московском климате. О том, как меняется фауна в наших местах и о каких привычках новых обителей нужно знать горожанам, «МК» побеседовал со столичным биологом. 

От некоторых орнитологов поступила информация, что в столице начали гнездиться уральские совы. Объясняют они этот факт потеплением климата. Биолог, кандидат биологических наук Александра Василевская рассказала «МК», что длиннохвостая неясыть — вообще-то вид с обширным ареалом, который изначально захватывает и среднюю полосу России, так что ничего удивительного в том, что мы видим эту сову в Москве, нет. Но, с другой стороны, изменения все же есть: уральские совы стали встречаться в московском регионе чаще, и не только на зимовках, но и в гнездовой период (апрель-июнь).

— В последние два-три года ее встречают в гнездовой период в Главном ботаническом саду, а также в Тушино и в Тимирязевском парке, — говорит эксперт. — Уральская неясыть любит смешанные леса, где хорошо представлены хвойные, и питается в основном мышевидными грызунами, так что в городе для нее как раз есть удобные места. Особенно, если год «мышиный», когда много грызунов».

По словам биолога, уральская сова — не единственная московская сова; постоянно встречаются серая неясыть (например, они в этом году гнездились в Царицыне) и ушастая сова (она осенью была замечена даже в самом центре города, в парке «Зарядье»).

Другие совы встречаются в периоды миграций и на зимовках — например, в том же Главном ботаническом саду нынешней зимой держалась бородатая неясыть; каждую зиму там и еще в нескольких столичных парках зимует воробьиный сычик. Другими словами, сова в Москве — не такая уж и редкость, хотя найти её непросто даже опытному орнитологу. Днем совы хорошо прячутся — не столько от людей, сколько от ворон, которые могут их преследовать, обкрикивать и даже атаковать.

— К людям городские совы относятся, как правило, равнодушно — даже та же длиннохвостая неясыть. В Москве инцидентов с совами не замечено. Но если человек попытается залезть в гнездо или потрогать ее птенцов, то сова в целях защиты своего дома может напасть на обидчика и серьезно поранить его когтями. И это реально опасно.

— Для маленьких собачек, технически, крупные совы могут представлять опасность. Но для этого нужно стечение обстоятельств: если это вечерняя прогулка в густом лесу, если собачка была не на поводке и далеко убежала от хозяина. При человеке сова, скорее всего, нападать не решится (вопреки устоявшемуся мифу, сова вовсе не мудрая птица, но на этот случай логики у нее все-таки хватает). Ей проще схватить какую-нибудь мышку, зазевавшегося птенца или бельчонка.

По поводу уральских сов орнитолог Дмитрий Матюнин добавил, что их действительно стало больше в городских парках и рощах. Эта птица вполне может схватить и кошку, рассмотрев в ней добычу. Но чаще на домашних животных нападают более крупные совы или, к примеру, филин.

Александра Василевская также рассказала о видах птиц, которые перебираются в столичный регион из-за потепления:

— Большей частью они попадаются здесь в периоды миграций — это хохлатый жаворонок, розовый скворец, удод, кольчатая горлица (хотя про нее говорят, что в Новой Москве она уже гнездится). Есть и те южные виды, кто уже начал гнездиться, — например, это сирийский дятел; или для кого гнездование вероятно — к примеру, канареечный вьюрок. 

Другое дело, что новички могут не найти пока привычного для себя корма или места гнездования, или же не выдерживать конкуренции с давними городскими обитателями. Хотя в городской орнитологии лучший девиз — «никогда не говори «никогда»: даже самые неожиданные птицы умеют адаптироваться к городским условиям, причем за считанные годы.

— Уже привычный москвичам огарь, — вот эта красивая рыжая утка, изначально вид как раз южный (юг России, Средняя Азия). Но он к нам попал уже давно, и вовсе не из-за потепления. Несколько пар улетели в 50-е годы прошлого века из Московского зоопарка и расселились по городу.

Что касается южных зверей, то биолог отметила, что с юга действительно распространяются белогрудые ежи, и они могут вытеснять наших обычных европейских. Есть мнения, что расселяются «мелкие» зверюшки — мышевидные грызуны, землеройки. Но в целом все крупные московские животные на месте, и новых соседей к ним не добавилось: это привычные нам лоси, лисицы, бобры…

Источник