Ветераны ВМФ рассказали о своей службе и флотских традициях
28 июля — День Военно-морского флота — отмечают свой профессиональный праздник те, кто стоял и стоит на страже морских рубежей России. Это — дань чести и славы военным морякам всех поколений. Накануне праздника ветераны ВМФ рассказали «МК» о своей службе, друзьях, флотских традициях и занятных случаях.
Адмирал Владимир Комоедов, бывший командующий Черноморским флотом, вспоминает случай, который произошел в то время, когда он был еще молодым командиром, служил на малом противолодочном корабле.
— Мы в Балтийске стояли на корабле в дозоре, в этот день проходил водно-спортивный праздник, — рассказывает адмирал Владимир Комоедов. — Из Датских (Балтийских) проливов в район Литвы и Латвии шли суда. И кто-то из иностранцев оставил после себя плавающие контейнеры. Я доложил оперативному дежурному на военно-морской базе о находке. Получил указание не трогать их.
Контейнеры, как рассказывает адмирал, выбросило на пляж Балтийска.
— А пляж там очень красивый, широкий, с белым песком. Когда эти контейнеры открыли, там оказались… колорадские жуки. Они вылетели и заполонили весь пляж. И горожане, в том числе и школьники, — все, кто мог, собирали этих жуков, разводили костры и сжигали. Эти паразиты и в огне-то не сразу погибали. Такой вот дружеский «подарок» получили в годы Холодной войны от Соединенных Штатов Америки. А потом кто-то еще удивлялся, как, мол, колорадский жук мог попасть к нам через море?
После перестройки было время, когда Россия и Америка не считали друг друга врагами и даже активно сотрудничали.
Адмирал Владимир Комоедов вспоминает, как они прибыли на Кильскую неделю, большой летний праздник на севере Германии.
— Это был большой сбор морских держав, где в дружеской обстановке шел обмен делегациями, посещение кораблей.
Владимир Петрович был в то время командиром эскадры, старшим в том походе.
— Мы стояли в районе Вильгельмсхафена, где действуют приливо-отливные течения. И, чтобы нас на эсминце «Настойчивом» не поднимало туда-сюда, нас поставили вместе с американским военным крейсером типа «Тикондерога». Когда мы 4 июля уходили по своему плану, был День Независимости США. И мы на своем эсминце подняли флаги приветствия. Это набор из четырех флагов-сигналов, которые читаются, как пожелание здоровья, счастья, любви, благополучия. Поздравили американцев с Днем Независимости. От этой независимости сейчас страдает весь земной шар.
Уходил эсминец «Настойчивый» со сбора морских держав непривычным маршрутом.
— Когда мы пришли на Кильскую неделю, немцы не смогли подключить нас к электричеству. У них для этого не хватило мощностей. И мы трое суток простояли на своих парогенераторах. Потом пришли организаторы и предложили заплатить нам деньги. У нас в то время была напряженка с топливом, надо было идти вокруг Дании. И я предложил им вместо денег дать нам возможность пройти Кильским каналом.
(Это почти 100-километровый судоходный канал в Германии, который соединяет Балтийское и Северное моря. Канал оканчивается шлюзами с каждой стороны и позволяет не только почти на сутки сократить время в пути, но и избежать штормов. — Авт.).
— Немцы дали нам «добро». Я доложил командующему. И мы пошли по Кильскому каналу. Это было впервые. Мой товарищ даже сумел сфотографировать наш эсминец с самолета. Когда мы вернулись на базу, вручил нам фотографию, как мы идем по каналу. Исторический снимок остался на память.
Поздравляя всех причастных с праздником — Днем Военно-морского флота, адмирал призывает крепить боевую готовность и защищенность всех наших флотов и флотилий.
Капитан первого ранга запаса Василий Дандыкин, в свою очередь, делится, что ему приходилось праздновать День Военно-морского флота и в дальнем походе, и на архипелаге в Северном Ледовитом океане, и в городе русских моряков — Севастополе.
— На Новой земле даже в конце июля было очень холодно. Мы отмечали День ВМФ в шинелях. Я служил там на ядерном полигоне. Мы там, по большому счету, никогда не строились. Погода не позволяла.
На крейсере во время боевой службы в Средиземном море праздник отмечали, как рассказывает наш собеседник, довольно весело.
— Корабль шел, там было под тысячу человек экипажа. Появлялся Нептун. Разыгрывалось целое представление. Что касается Севастополя, то там День ВМФ — всенародный, самый главный праздник в году.
Василий Алексеевич Дандыкин вспоминает время, когда Черноморский флот ВМФ России и Военно-морские силы Украины проводили совместные парады, устраивали совместные празднования.
— Украинцы чувствовали себя хозяевами в Севастополе. Мы же выплачивали Киеву арендную плату за использование Севастополя в качестве базы Черноморского флота. Украинцы большую часть мест на трибунах забирали себе, ходили такие важные.
Тем не менее корабли двух национальных флотов — российские и украинские — выстраивались на рейде.
— Был совместный парад, наряду с нашими пилотажными группами, летала и украинская пилотажная группа. Готовились к торжествам в честь Дня ВМФ России и в 2002 году. Но 27 июля произошла страшная катастрофа Су-27 ВВС Украины на аэродроме во Львове.
В честь 60-летия 14-го авиационного корпуса военно-воздушных сил Украины (бывшей 14-й воздушной армии СССР) там проходило авиашоу. Истребитель выполнял фигуры высшего пилотажа и на предельно малой высоте рухнул прямо в толпу зрителей. Погибли 77 человек, из них 28 детей.
— В это время народ в Севастополе собрался на торжества. Помню, приехали даже шефы из Якутска, с предприятий по добыче алмазов. И вот к собравшимся подошли два командующих на катерах и сообщили о решении отменить все праздничные мероприятия. Это было сделано из чувства солидарности с украинским народом. И люди, несмотря на то что съехались со всей России, это поняли.
А вот бандеровцы, как говорит капитан 1-го ранга Василий Дандыкин, так ничего и не поняли.
— Уже тогда шел раздрай, США и Великобритания начали обучать у себя украинских военных моряков. Америке нужен был контроль над Черным морем и свои военные базы в Севастополе. Поэтому и подтолкнули украинцев к Евромайдану, а потом и к вооруженному конфликту на Донбассе.
На Украине сейчас идет специальная военная операция. Время — непростое. Но праздник никто не отменял. В День Военно-морского флота за столами, как говорит наш собеседник, поднимут третий тост «За тех, кто в море» и выпьют, обязательно чокаясь.
— У меня был случай во время первой Чеченской компании, — рассказывает Василий Дандыкин. — Я тогда еще не знал о «третьем афганском, молчаливом тосте». Мы сидели за столом с дальневосточным спецназом. У них были потери. Ребята подняли третий тост. И я, помня о флотских традициях, протянул стакан, чтобы чокнуться с остальными. И тут же почувствовал на своем лбу ствол «Стечкина». Посмотрев в глаза майора напротив, понял, что он может и выстрелить.
Пришлось капитану первого ранга объяснять спецназовцам, что на флоте даже за погибших, пьют как за живых — «За тех, кто в море». И обязательно чокаются.
— Флотские дружба — самая крепкая, на всю жизнь. Я, например, когда звоню вице-адмиралу Александру Цубину, все время докладываю: «Товарищ командир…» Он командовал крейсером «Адмирал Ушаков». Был моим командиром. Александр Сергеевич — легендарная личность. Как говорится, вдоль и поперек прошел Средиземное море, выполнял задачи в Анголе и Гвинее-Бисау.
Василий Дандыкин вспоминает, как в «лихие» 90-е сторонники Звиада Гамсахурдии прорвавшись в штаб Потийской бригады, положили на пол дежурную смену, вскрыли оружейную комнату и стали выносить оружие. На пути им встал, вернувшийся с обеда, комбриг Цубин.
— Во время перестрелки он уложил одного, второго и ранил еще двух националистов. Сам получил огнестрельное ранение. Ночью его эвакуировали в госпиталь Севастополя. Потом Александр Сергеевич стал начальником штаба Крымской военно-морской базы, которая базировалась в Новоозерном. Взял ее под опеку, когда контр-адмирал Кожин переметнулся на сторону Украины и стал склонять к тому же черноморцев. Александр Цубин в той сложной обстановке сумел сохранить боеготовность важного флотского соединения. Став командиром Крымской военно-морской базы, он сумел обеспечить там стабильность и порядок.
Василий Дандыкин говорит, что «ушаковцы» собираются в Севастополе 19 апреля — в тот день, когда на крейсере «Александр Ушаков» был поднят Военно-морской флаг. Ветераны приезжают из Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Смоленска, городов Крыма. Но больше всего, конечно, приходит севастопольцев.
— Нас все меньше и меньше. Но на Северном флоте есть эсминец «Адмирал Ушаков». Традиции продолжаются.