Археологические находки показали яркость Москвы XVII века

0

В Москве продемонстрировали работу ученых на Чижевском подворье Китай-города

Профессиональный праздник — День археолога — отметили 15 августа. Лучшие московские специалисты провели его «в полях», то есть на раскопках: сезон в разгаре (хотя в Москве сейчас порой работы ведутся и круглогодично). В этом году столичным археологам уже есть чем похвастаться: планомерно и аккуратно они извлекают из культурного слоя предметы, которые складываются в находки, образующие в свою очередь картину прошлого. Одним из важнейших проектов стало Чижевское подворье — островок допетровской эпохи в самом центре столицы, на Никольской. Нынешние изыскания показывают: жизнь москвичей прошлых веков была не менее яркой, чем сейчас.

Уже сейчас, задолго до конца теплого сезона, московские археологи, работающие на всей территории города, обнаружили более 10 тысяч находок — это один из самых высоких показателей за последние годы. Всего же за последние 13 лет число находок перевалило за 100 тысяч, из них федеральный Музейный фонд пополнили 37 тысяч экспонатов, из них 3000 — за минувший, 2023 год.

Как проходят раскопки, что собой представляют археологические будни, журналистам показали на одной из крупнейших центральных площадок — Чижевском подворье в Китай-городе. Сейчас стройка и реставрация идут в целом квартале, ограниченном Никольской и Неглинкой, Богоявленским и Большим Черкасским переулками. А где строители — там прежде земляных работ должны быть и археологические изыскания. Поэтому Чижевское подворье уже несколько лет исправно поставляет ученым ценный и наглядный материал.

— Чижевское подворье, — рассказывает глава Департамента культурного наследия правительства Москвы Алексей Емельянов, — удивительная территория, которая осваивалась с XII века. Здесь в 5-м квартале Китай-города у археологов было шесть раскопов общей площадью порядка 3000 квадратных метров. Мощность культурного слоя до 10 метров. И вот налицо удивительные находки в самом центре Москвы, показывающие историю нашего города с XII по XVIII век.

Культурный слой мощностью до 10 метров означает, что именно на такую глубину (высота двухэтажного дома с двускатной крышей) нужно проводить раскопки. Археологическая площадка выглядит как глубокий карьер, накрытый от непогоды специальным тентом, так называемым тепляком. Он-то и позволяет при нужде вести раскопки круглогодично. Археологи аккуратно перемещаются по тем участкам, где работа уже завершена, чтобы добраться до собственно действующего раскопа.

— Археология действует достаточно консервативными методами, пока что нет и не предвидится ни особой механизации, ни участия искусственного интеллекта, — рассказывает Константин Воронин, гендиректор Археологического бюро Москвы. — Если бы кто-то попробовал копать здесь механизированными методами, всех этих находок мы бы не увидели.

Ученый показывает на витрины, которые в честь праздника украшают площадку. На них артефакты, уже извлеченные из этого и смежных раскопов и обработанные для музеефикации. Вот браслеты и другие украшения, а также нательные крестики XII века: они лишь немногим младше, чем (официально, по летописям) сам город. «Москвички конца XII века могли себе позволить такую изящную работу византийских мастеров, чтобы себя украсить, — отмечает Алексей Емельянов. — Это косвенно указывает на то, что уже тогда Москва была достаточно развитым городским поселением».

Украшения, пряслица, глиняные горшки, другая хозяйственная утварь… Подобно пазлу (а в случае с керамикой сходство прямо буквальное, находки приходится собирать по фрагментам), эти предметы показывают, как была устроена бытовая сторона Москвы 800 лет назад.

Чуть ближе к поверхности (но тоже на несколько метров вглубь) — слои XVI–XVII веков. Здесь перед нами уже картина развитого, процветающего столичного города перворазрядной европейской державы своего времени. Сообразно эпохе здесь еще немало наконечников стрел (в XVI веке это еще основное стрелковое оружие), причем в данном случае обнаружены не только боевые (заостренные), но и охотничьи (тупые, глушащие добычу и не портящие шкуру), демонстрирует глава ДКН.

— Мужские аксессуары: луки, стрелы, фрагменты кольчуг, — показывает Емельянов. — В это же время женщины тешили себя изысканными украшениями. Причем, например, в находках имеется латунный, не золотой перстень — значит, не только москвички из высшего общества украшали себя таким образом.

Вообще, жизнь в допетровской Москве (по крайней мере в ее центре) представляется, судя по находкам, намного более яркой, чем мы привыкли думать. На витринах — множество ярких, полихромных изразцов, которыми украшали печи. «Может быть, по диковинным зверям на изразцах вместо современных гаджетов родители могли рассказывать детям сюжеты каких-нибудь сказок», — говорит Алексей Емельянов.

Не менее яркими оказались даже подлинные черепицы, украшавшие кровли московских домов времен Алексея Михайловича. Пролежав более 400 лет в земле, эти в общем-то прагматические элементы выглядят празднично, красиво и сейчас. А значит, зримо свидетельствуют: Москва всегда была «городом чудным», красивейшим, уникальным. Городом, в который можно и нужно влюбляться.

Источник